М. БОЛТУНОВ
3 сентября 1941 года начальник спецотделения Военной электротехнической академии связи имени С.М.Буденного капитан Степан Стемасов получил предписание: убыть в город Тихвин в распоряжение начальника связи 54-й армии. Через три месяца его переводят в 59-ю армию на должность старшего помощника начальника связи, а в середине января 1942 года утверждают начальником радиоотделения управления связи Волховского фронта.
Служил Степан Иванович хорошо, всячески старался активизировать радиосвязь на фронте. Однако это было сделать не просто. Ведь Волховский фронт на протяжении двух лет оставался на месте, отрыва штабов от войск не существовало, и потому связь в звене фронт — армия — дивизия обеспечивалась, как правило, проводными средствами, а радио оставалось в резерве. На словах важность радиосвязи признавалась всеми, на деле же было нежелание, неумение и боязнь пользоваться ею.
Степан Стемасов (четвертый справа) среди слушателей академии
Стемасов, ратующий за более широкое применение радиосвязи, оказался прав. После полного окружения немцами 2-й ударной армии только радиосвязь позволяла штабу фронта получать сведения о состоянии войск и согласовывать совместные действия. Кстати говоря, Стемасов дважды вылетал в штаб генерала Власова для того, чтобы наладить радиосвязь.
«В начале июня 1942 года, — вспоминал он, — положение окруженной 2-й ударной армии ухудшилось, стала нарушаться радиосвязь. 5 июня пришлось вылететь в штаб армии во второй раз. Самолет У-2, пилотируемый лучшим летчиком эскадрильи связи Сухановым, набрал высоту 2000 метров, подошел к линии фронта и, выключив мотор, стал снижаться, планируя в район посадки. Несмотря на это самолет все-таки был обстрелян из зенитных пулеметов.
Весь день 6 июня провел в уточнении обстановки в штабе армии. Связисты действовали в очень сложных условиях, постоянно отражая атаки противника.
Вылетая в командировку, я получил задание вывезти из штаба армии боевые донесения, оперативные и шифровальные документы, дабы исключить их попадание в руки противника. Так и было сделано. Самолет оказался загруженным до предела. Ночью мы пересекли линию фронта, и самолет приземлился на аэродром у поселка Малая Вишера».
Степан Стемасов (в центре) — член советской военной миссии в Англии
В октябре 1943 года Стемасов был вызван в Москву и получил задание весьма далекое от его воинской профессии. Ему вручили приказ о присвоении звания подполковника и назначении его членом советской военной миссии в Лондоне. Так в жизни Степана Ивановича начался новый период — военно-дипломатический.
После подготовки и оформления документов подполковник Стемасов в феврале 1944 года вылетел по маршруту Сталинград — Баку — Тегеран — Багдад — Каир — Триполи — Гибралтар — Великобритания. Путешествие по этому маршруту заняло две недели.
Из Москвы в Баку его доставил самолет «Дакота». Поскольку видимость была прекрасная, пилоты приняли решение не делать посадку в Сталинграде. Вечером они прилетели в столицу Азербайджана. А утром снова полет. Курс на Тегеран.
В столице Ирана пришлось задержаться почти на неделю.
«За это время, — вспоминал Стемасов, — немного освоился с новой для меня обстановкой восточного, не советского города, познакомился со столицей чужой страны.
В Тегеране в эту пору было уже по-весеннему тепло. Много ходил по улицам. Особенно запомнилась мирная обстановка города, повседневные заботы населения, относительное обилие разных товаров в магазинах и на восточном рынке Тегерана.
26 февраля посетил советское генконсульство и военного атташе в Иране полковника Разина. Мне сообщили, что достигнута договоренность о продолжении полета в Англию, на самолете, который вылетает в Каир.
Познакомился с членами английской военной миссии в Иране — майором Алланом Кливером и капитаном Дасом Йоти. Это была первая встреча с англичанами и первый разговор на английском языке.
В 7.30 утра 29 февраля вылетел в Каир. Дальше путь лежал через город Триполи, Гибралтар в Англию».
9 марта, после длительного путешествия он прибыл в Лондон. Советская миссия размещалась в доме № 16 Кенсингтон Палас Гарденс «на улице миллионеров», как называли ее англичане. Стемасов представился руководителю миссии вице-адмиралу Николаю Харламову. Как известно, главной задачей миссии было согласование совместных действий советских войск и армий союзников против фашистской Германии.
На Стемасова возложили обязанности, соответствующие его образованию и фронтовому опыту — вопросы организации войск связи. Кроме того, Степан Иванович старался самостоятельно обрести столь необходимые знания в вопросах радиолокации. С ее основами он познакомился еще в период обучения в военной академии связи. Но англичане к тому времени начали уже широкое применение радиолокации в авиации и в ПВО. Так что было чему поучиться. Тем более, что некоторые образцы радиолокационной техники были включены в программу поставок Советскому Союзу по ленд-лизу.
Первый удар немецкого ФАУ-1
14 марта подполковник Стемасов был представлен офицерам военного министерства Англии. Все последующие встречи с сотрудниками министерства проходили под строгим контролем «соглядатаев» генерала Фейербресса. Генерал был ярым антисоветчиком. Однако не все были такие, как Фейербресс. Значительно лучше к членам советской миссии относился, к примеру, капитан Борис Райман. Он хорошо владел русским языком. В свое время он уехал в Англию из Риги.
Военное министерство Британии проводило для членов миссии выезды в различные районы страны: на аэродромы, оборонные заводы, склады, в воинские части, а так же приглашало на учения.
Так, уже 28 марта советские «миссионеры» выехали в двухнедельную поездку в графство Линкольншир. Они ознакомились с достопримечательностями города Линкольн, осмотрели склад артиллерийских боеприпасов. В юго-восточной части Англии в районе Фолькстоуна, на побережье Дуврского пролива присутствовали при проведении дивизионного учения.
20 апреля несколько сотрудников миссии — генерал Андриан Васильев, полковник Виктор Горбатов, подполковники Петр Сидорский, Степан Стемасов были приглашены на учения танковой дивизии, которые проходили в районах Норвич и Кембридж.
Степан Стемасов
Познакомился Степан Иванович и со своими коллегами из штаба ВВС США. Этот штаб размещался в юго-западной части Лондона, в полутора десятках километров от центра, в районе Кингстона. Подполковник Николай Рудой представил Степана Ивановича начальнику связи ВВС полковнику Дихону. Тот, в свою очередь, познакомил Стемасова с начальником связи 8-й американской воздушной армии подполковником Сулливаном и его помощником Дэвендорфом.
Сулливан пригласил своего советского коллегу приехать в штаб 8-й воздушной армии, находившейся в Хай Уикомбе, что в 25 километрах от Лондона.
В мае 1944 года подполковник Стемасов впервые побывал в гостях в штабе армии. Его встретил Сулливан и представил офицерам своего отдела. «Особенно интересным и полезным», как признавался позже Степан Иванович, оказался подполковник Борис Максимов. Его родители покинули Петроград в 1919 году, когда ему было шесть лет. Борис Дмитриевич прекрасно говорил по-русски. Он ознакомил гостя с характером работы отдела, организацией и составом 8-й воздушной армии, с техникой связи, радиолокации и радионавигации, с материалами по радиопротиводействию в ВВС И ВМФ США.
Со временем у Степана Ивановича установятся с Максимовым дружеские отношения. Он даже удостоится приглашения на свадьбу Бориса Дмитриевича и будет присутствовать на венчании пары в русской православной церкви в Лондоне.
После первой поездки Стемасов стал приезжать в штаб регулярно. Там он заведет знакомства не только в отделе связи, но и в других отделах штаба. Многие из американских офицеров дружественно относились к представителю героической Красной Армии. Среди них — офицер по радиопротиводействию подполковник Р. Снайдер, специалист из отделения оперативной связи подполковник В. Рандольф, знаток радиосвязи и радиолокации капитан Е. Ричардсон.
Кстати говоря, интересно, что первый удар немецкого ФАУ-1 по Лондону Степан Иванович встретил вместе с американскими офицерами, когда они смотрели кинофильм. Ракета в цель не попала, пролетев над столицей, она взорвалась на футбольном поле на окраине Хай Уикомба. Взрывной волной были выбиты окна в домах на расстоянии полкилометра от места взрыва.
Столь полезные поездки подполковника Стемасова в Хай Уикомб продолжались до возвращения 8-й воздушной армии США на Родину в сентябре-октябре 1945 года.
«В ходе многократных посещений штаба 8-й воздушной армии, — рассказывал Стемасов, — мне удалось познакомиться поближе и расположить к себе руководство отдела связи. Они передавали мне документы на срок от двух до трех дней. Эти материалы я укладывал в небольшой чемоданчик и увозил в миссию. Там наш сотрудник Константин Карнаухов их фотографировал и копии отправлял в Центр, а оригиналы возвращали американцам.
Некоторые секретные издания передавались мне в постоянное пользование. В конце концов, меня стали пускать в секретную библиотеку, и я сам отбирал интересующие меня документы.
Центр давал высокие оценки этим материалам. Да это было и не удивительно. Так, к примеру, в четырехтомном обзоре ведущихся в США научно-исследовательских и конструкторских работ в области радиоэлектроники под грифом «совершенно секретно» рассматривалось не только их нынешнее состояние, но и определялись перспективы работ на ближайшие годы.
Многие из добытых мною и переданных в Центр фотокопий и подлинников документов мне приходилось впоследствии встречать в различных секретных библиотеках, особенно в библиотеке созданного после войны «Бюро новой техники».
Поэтому можно сказать, что регулярное получение секретных и особо секретных документов из штаба 8-й воздушной армии США было одним из важнейших результатов работы в должности члена миссии».
«Теперь вы можете высаживаться»
…Союзники всячески оттягивали открытие второго фронта. В ту пору в Англии ходил популярный анекдот: «в кабинете Черчилля раздается телефонный звонок. В трубке он слышит голос Сталина: «Это говорит Джо. Я на французском побережье Ла-Манша. Теперь вы можете высаживаться».
Наконец, 6 июня 1944 года состоялась высадка союзных войск в Нормандии. Через месяц союзники организовали для членов миссии посещение захваченного плацдарма в Нормандии в районе Шербург, Кан, Сан-Ло.
12 июля советские «миссионеры» на американском военном самолете вылетели в Нормандию. Их сопровождали офицеры ВВС США во главе с полковником Кларком. Членов миссии ознакомили с размещением и боевой деятельностью американской авиации, показали остатки немецких береговых радиолокационных станций «Вюрцбург» и «Фрейя», фашистских огневых позиций, рассказали о подготовке и порядке форсирования пролива Ла-Манш и высадке на французское побережье.
В первые месяцы после высадки Стемасову часто приходилось бывать в военном министерстве Англии. Британцы знакомили его с ходом боевых действий союзников во Франции.
«В ходе посещения, — писал позже Степан Иванович, — я обычно переносил на свою карту микроскопические изменения на нормандском фронте — продвижение на 500–1000 метров или просто записывал: изменения линии фронта за сутки не отмечалось.
Несколько раз в порядке подстегивания союзников, после сообщений результатов их действий, говорил: «Вот вы продвинулись на 500 метров, а мы за это время прошли с боями 120 километров. Значит, наши войска скоро встретятся».
Второе посещение Франции советскими «миссионерами» состоялось в сентябре 1944 года, когда в результате наступления союзников им удалось продвинуться с плацдарма в Нормандии на юг в районы Ренн, Ле Ман и на полуостров Бретань. Эта поездка вновь была подготовлена не англичанами, а американцами. Группу возглавлял генерал-майор авиации Андрей Шарапов. В ее состав входили подполковники Николай Рудой и Степан Стемасов.
«Миссионеры» посетили Париж, Версаль, Вердени, город Метц, в ту пору конечный пункт продвижения 3-й армии США генерала Паттона. Их приняли в штабе армии, а также в одной из пехотных дивизий. Здесь подполковник Стемасов познакомился с начальником связи соединения и получил от него копии документов по организации связи армии и ее оперативное построение. Полученные документы были использованы при составлении отчета о поездке и направлены в Центр. Они получили высокую оценку.
«Нас удивило такое обстоятельство, — вспоминал Степан Иванович, — в момент посещения огневых позиций артиллерии дивизии шел редкий обмен выстрелами между американцами и немцами. Потом все, словно по команде, затихло. Оказалось, что обе стороны одновременно сделали перерыв на обед.
Не менее интересным было увидеть и то, с каким комфортом воевала американская пехота. Солдаты были снабжены спальными мешками, сменным постельным бельем, хорошим пайком, в который кроме продуктов входили сигареты, шоколад, жевательная резинка и даже…туалетная бумага».
Автомобильная катастрофа для советского уполномоченного
В октябре 1944 года подполковник Стемасов получил новый приказ. Он был назначен временным уполномоченным Советского правительства и Верховного Главнокомандования Красной Армии по репатриации советских граждан в Бельгии. Степан Иванович вылетел из Лондона в Париж. Там он посетил советского посла во Франции, который познакомил Стемасова с порядком репатриации и вручил письмо на имя премьер-министра Бельгии Спаака. В нем были подтверждены полномочия Стемасова как представителя советского руководства.
Офицеры советской, американской, английской и французской
армий после высадки союзных войск в Нормандии. Шербург
1944 год. С.Стемасов (справа)
В Париже состоялись тяжелые переговоры с представителями штаба верховного главнокомандования союзных войск в Европе. Союзники настаивали на возвращении в СССР только тех советских граждан, которые сами желали этого. Разумеется, предатели, нацистские прихвостни, власовцы, одним словом, военные преступники, возвращаться на родину не желали. А англо-американская разведка стремилась пригреть их, дабы использовать в будущем против нашей страны. Пришлось потребовать возвращения на Родину всех граждан СССР. Однако договоренность по этому поводу не была достигнута, хотя Стемасову и гарантировали свободу действий на территории Бельгии.
В столице Франции еще было много следов военного времени. На улицах основным видом транспорта были велосипеды с прицепами. Они выполняли роль такси и машин для перевозки легких грузов. Еще не работали музеи. Иногда по ночам в городе раздавались выстрелы. Хотя следов разрушений здесь не было.
26 октября уполномоченный Стемасов вылетел в Брюссель. Он побывал в министерстве иностранных дел Бельгии. Через несколько дней его принял премьер-министр. Степан Иванович вручил ему письмо посла, проинформировал руководителя правительства о своей миссии и попросил содействия бельгийских властей в ее осуществлении. Он оказался первым советским гражданином с дипломатическим паспортом после освобождения Бельгии от фашистских захватчиков.
В Брюсселе находился военный корреспондент подполковник Калугин, аккредитованный при штабе союзных войск. Он помог в работе: ввел в обстановку, познакомил с инициативной группой советских офицеров, оказавшихся в плену, бежавших, потом сражавшихся в рядах движения сопротивления Бельгии и Франции. В их числе были полковник Шукшин, капитаны Цыбульник, Макшанов, Воронков. Инициативная группа размещалась в доме бывшей артистки Большого театра Мурутаевой, эмигрировавшей в Бельгию после революции.
Для штаба Стемасова власти выделили пустующий особняк. Степан Иванович в своей работе опирался на уже созданную группу из советский офицеров. Они оказали ему большую помощь в сборе и учете данных по «перемещенным лицам», как их называли союзники
Ему пришлось проехать по стране, побывать в лагерях, где были сосредоточены наши соотечественники — в Шерлеруа, Намюре, Антверпене, Льеже. Всюду встречался с советскими гражданами, рассказывал о ходе боевых действий на фронтах, о предстоящем возвращении на родину.
У репатриантов возникало много вопросов и сомнений. Приходилось отвечать на них, объяснять, успокаивать людей. Дело в том, что спецслужбы США и Англии запугивали бывших военнопленных, грозили им расстрелами, если они вернутся в Советский Союз, предлагали им американское, британское, бельгийское подданство.
К началу ноября большая работа по сбору и учету репатриируемых в Бельгии была завершена. Поскольку у Стемасова не было связи с Москвой, он вылетел в Париж и из советского посольства отправил в Центр доклад о проделанной работе. Из Москвы получил приказ провести работу по репатриации советских граждан в Люксембурге.
Согласовав этот вопрос с английскими оккупационными властями, Стемасов выехал на автомашине в Люксембург. Там его принял премьер-министр страны, он побывал на шахтах, где продолжали работать насильственно угнанные советские граждане. Были подготовлены списки угнанных и начата конкретная работа по отправке наших людей на родину. На территории Люксембурга оказалось около 400 советских граждан.
Генерал-майор С.Стемасов (в первом ряду в центре)
с сотрудниками кафедры академии Генерального штаба
По возвращению в Брюссель Степан Иванович узнал, что английские разведчики активизировали свою работу в Бельгии, ведут вербовку советских граждан, переправляют в Шотландию тех, кто решил остаться за рубежом. И тогда, вместе с бывшим военнопленным и участником сопротивления Воронковым они продумали операцию.
Воронков выдает себя за невозвращенца и проходит по всем пунктам переправки завербованных. А после его приезда в Англию, по условленному адресу дает сообщение, где его отыскать.
Однако проведение операции сорвалось. В день вылета из брюссельского аэропорта в Британию Воронков случайно узнает о готовящемся покушении на подполковника Стемасова. Он бежит с аэродрома и предупреждает Степана Ивановича об опасности. Оказывается, на одном из перекрестков столицы была подготовлена автомобильная катастрофа, в которой и должен был погибнуть советский уполномоченный. Это был вполне возможный сценарий, ведь несколькими месяцами ранее, в октябре 1944 года, в автомобильной катастрофе погиб его предшественник, коллега по миссии полковник Борис Горский. Тогда местные полицейские признали, что водитель не справился с управлением машиной. Теперь, получается, пришло время не справиться с управлением его водителю.
Кому-то очень не по нутру была активность Стемасова. Пришлось побеспокоить «соглядатая» капитана Раймана и сообщить неприятные новости. Райман обещал принять срочные меры.
Репатриация завершилась успешно
Вообще обстановка вокруг Стемасова и его «штаба» была весьма тревожная. Подняли голову пособники фашистов в рядах белоэмигрантов, они вели враждебную пропаганду в среде «перемещенных лиц». Бельгийское правительство и англичане приняли решение о разоружении партизан. Особенно старались британские разведчики. Хотя партизанам за этим виделось совсем другое, ведь фактическое руководство партизанским движением осуществляла компартия Бельгии.
Однако Стемасов отступать не собирался. Более того, в ходе своей деятельности ему удалось захватить архив белоэмигрантов, сотрудничавших с фашистами. Эти документы были переправлены сначала в Лондон, потом в Москву.
18 февраля 1945 года конвой, состоящий из трех кораблей, вышел из Ливерпуля по маршруту: Северная Ирландия — Бискайский залив — Гибралтар — Мальта — Дарданеллы — Босфор — Константинополь. Конечным пунктом маршрута была Одесса. На транспортах отправились на родину 9 тысяч советских граждан. Возглавлял конвой временный уполномоченный подполковник Степан Стемасов. Его разместили в центральной каюте флагмана конвоя — корабле «Герцогиня Бедфордская». Плавание прошло без происшествий.
Репатриация завершилась успешно, а Степан Иванович вскоре вернулся в Лондон и продолжил свою работу в составе советской военной миссии.
Хорошая работа подполковника Степана Стемасова в Великобритании была отмечена высокой наградой. Он удостоился ордена Отечественной войны I степени.
В наградном листе, подписанным главой миссии генерал-майором А. Васильевым говорилось: «Инициативен и смел, в сочетании с необходимой осторожностью. Умеет поддерживать нужные для службы и работы связи. Успешно решает вопросы освещения радиосвязи в иностранных армиях.
В июле и сентябре 1944 года находился на Западном фронте англо-американских войск.
Провел большую и успешную работу по вопросам репатриации советских граждан на территории Бельгии. Одновременно представил ценные сведения о деятельности фашистских и профашистских группировок в Бельгии.
За весьма успешную и инициативную работу в условиях зарубежной командировки ходатайствую о награждении подполковника Стемасова С.И. орденом Отечественной войны I степени.
После окончания Великой Отечественной войны Степан Стемасов продолжил службу в Великобритании в должности помощника военного атташе Советского Союза.
В 1948 году завершилась его зарубежная командировка. Он был назначен в Москву в центральный аппарат Главного разведывательного управления.
В 1953 году Стемасов возглавил 3-е направление аппарата помощника начальника Генерального штаба по вопросам радиоразведки и радиопомех. С 1960 года руководил отделом борьбы с радиоэлектронными средствами противника Генштаба.
В 1960 году генерал-майор Степан Стемасов перешел на преподавательскую работу и возглавил кафедру радиолокации и радиопротиводействия Военной академии Генерального штаба.