УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Впервые термин «национальная безопасность» был введен в политический лексикон президентом Америки Теодором Рузвельтом в 1904 году. До 1947 года он употреблялся в смысле «обороны», а не интеграции внешней, внутренней и военной политики. В 1947 году в США был принят закон о национальной безопасности, закрепивший за Советом национальной безопасности функцию координации внешней, внутренней и военной политики, относящейся к национальной безопасности.

В российской истории термин «национальная безопасность» впервые был использован в 1995 году в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». Свое дальнейшее развитие понятие «национальная безопасность» получило в Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13 июня 1996 года: «…национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».

Национальная безопасность как система представляет собой совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, общества и государства, при котором обеспечиваются устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация жизненных потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу. С позиции системного подхода можно согласиться с мнением ряда российских исследователей, считающих понятия «национальная безопасность» и «система обеспечения национальной безопасности» близкими по содержанию, обозначающими одноуровневую с национальной безопасностью систему, призванную обеспечить ее существование и развитие.

Геополитическая ситуация, сложившаяся в начале XXI века, потребовала переосмысления содержания понятия «национальная безопасность» и смены приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности.

Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года сделан вывод о том, что угрозу национальным интересам России будут представлять:

­ односторонний силовой подход в международных отношениях;

­ противоречия между основными участниками мировой политики;

­ угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов;

­ совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической области и в сфере высоких технологий.

Кроме того, усилится глобальное информационное противоборство.

Краткий анализ основных вызовов и угроз безопасности Российской Федерации в условиях современного глобального мира показывает, что существенную роль в их природе и содержании играет военная составляющая.

Угрозами военной безопасности России является превосходство ряда ведущих зарубежных стран в развитии высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, формирование в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства.

Военная безопасность России обеспечивается целенаправленной государственной политикой в области обороны, представляющей собой систему концептуальных взглядов и практических мер международного, экономического, военного и иного характера, направленных на предотвращение военного нападения и на организацию отражения военной агрессии.

Прогнозы развития военно­политической обстановки в мире на среднесрочный период, предпринятые российскими исследователями, показывают, что вблизи границ России активизируется противоборство за доступ к природным, энергетическим, научно­техническим, людским и другим ресурсам на постсоветском пространстве, а также за расширение возможностей, в том числе легальных, по их использованию. В так называемых цветных революциях в Грузии, Украине и Киргизии вмешательство Запада парализовало военно­политическое руководство этих стран, обеспечив их подчинение указаниям западных посольств.

Для организации управляющего информационного воздействия на руководителей независимых государств используется весь арсенал инновационных средств и технологий. «Арабская весна», по словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, ярко продемонстрировала, что Интернет и социальные сети превратились в эффективный инструмент политики, требующий осмысления для того, чтобы уменьшить риск использования (информационных средств, систем и технологий. ­ Прим. автора) террористами и преступниками.

Информационный терроризм стал неотъемлемым атрибутом глобального информационного общества. Его можно считать проявлением крайнего экстремизма в информационной сфере, направленным на достижение политических целей через выдвижение отдельными лицами или организованной группой лиц требований к властным структурам, которые не могут быть удовлетворены в рамках существующего правового поля.

В отечественной литературе достаточно подробно исследован вопрос о потенциальных угрозах национальной безопасности России, включая ее военную составляющую, а также факторы, способствующие возникновению таких угроз.

Потенциальные угрозы целесообразно объединить в четыре основные группы, которые, конечно, не охватывают полностью весь спектр возможных опасностей, но являются наиболее актуальными в контексте рассматриваемой проблемы.

Первая группа — включает потенциальные угрозы, имеющие геополитическую природу и несущие опасность геополитическим интересам нашей страны, ее геополитическому положению и статусу в мировом сообществе. Они также направлены против территориальной целостности и независимости внешней политики Российской державы.

Вторая группа — состоит из потенциальных угроз, имеющих геоэкономическое измерение и способных нанести ущерб фундаментальным экономическим интересам России, ослабить ее позиции в международных экономических отношениях, создать затруднения для поступательного роста экономического потенциала нашей страны, повышения благосостояния народа и укрепления обороноспособности страны.

Третья группа ­-  это потенциальные угрозы в энергетической и ресурсной сферах, которые могут создавать препятствия развитию Российской Федерации как мировой энергетической державы, выражаться в претензиях иностранных государств на природные богатства нашей страны, на ее колоссальную базу естественных ресурсов.

Четвертая группа ­ — это потенциальные угрозы, непосредственно имеющие военный характер. Устранение подобных угроз связано с недопущением ситуаций, при которых могла бы быть совершена военная агрессия в отношении Российской Федерации или нападение на ее воинские контингенты и граждан, находящихся за пределами нашего государства.

При исследовании первой группы возможных угроз нашей национальной безопасности, имеющих геополитический характер, следует рассмотреть наиболее существенные факторы, обусловливающие возрастание опасностей жизненно важным интересам Российской Федерации.

В качестве таких факторов могут выступать:

­ действия государств, направленные на нарушение целостности Российской Федерации (в том числе с использованием межэтнических, межконфессиональных и других внутренних противоречий) и на удовлетворение территориальных претензий к Российской Федерации со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно­правового оформления межгосударственных границ;

­ действия других стран, направленные на подрыв и сдерживание интеграционных процессов в рамках СНГ, ослабление связей Российской Федерации со странами Центральной, Восточной Европы и Балтии, а также с другими государствами в районах традиционного сотрудничества, приобретающие все более скоординированный характер;

­ нарушения прав и свобод русскоязычного населения и граждан Российской Федерации, проживающих в сопредельных государствах, приводящие к нарастанию напряженности (в том числе в отдельных районах России) и неуправляемым миграционным процессам;

­ политика двойных стандартов, проводимая определенными силами за рубежом, которые, заявляя на словах о необходимости обеспечения стабильности в Российской Федерации, в действительности стремятся сделать все от них зависящее, чтобы не допустить этого и тем самым снизить значимость Российской Федерации в решении ключевых проблем мирового сообщества и деятельности международных организаций.

Оценивая угрозы геополитического характера, становится очевидным объективная тенденция к расширению в мире конфликтного пространства и, что крайне опасно, его распространению на зону жизненно важных интересов России.

Вторая из рассматриваемых групп угроз включает опасности геоэкономического характера. К данной группе следует отнести следующие основные угрозы:

­ стремление ведущих западных стран ослабить экономическую самостоятельность Российской Федерации и закрепить за ней роль поставщика топливно­сырьевых ресурсов для мировой экономики и источника квалифицированной, но дешевой рабочей силы;

­ попытки ограничить присутствие России на зарубежных рынках (в том числе на рынке вооружений), а также действия по ее вытеснению с них;

­ действия «партнеров», направленные на сохранение ограничений на доступ Российской Федерации к передовым технологиям, создание препятствий для полноправного участия России в международных финансово­экономических и торговых структурах и организациях.

К третьей из рассматриваемых групп отнесены угрозы в энергетической и ресурсной сферах. Специалисты предсказывают быстрое развитие мировой энергетики в первой половине XXI столетия. Согласно оценкам экспертов в ближайшие пятнадцать лет глобальное энергопотребление может возрасти на одну треть, что представляет собой очень высокий рост. При этом спрос в мире на газ будет опережать спрос на нефть. Так, по мнению аналитиков, к 2020 году потребление газа в мировой экономике может вырасти на 60 процентов, а нефти на 42 процента. Однако роль нефти до 2017 года останется ведущей в мировом энергоснабжении. Из этого источника будет обеспечиваться 40 процентов энергопотребления. Соответственно 28 процентов будет приходиться на природный газ, 20 процентов ­ на уголь, 7 процентов ­ на возобновляемые источники и 5 процентов ­ на ядерную энергетику.

В данной связи аналитики отмечают, что в ближайшее время наша страна как обладатель основных мировых топливно­энергетических ресурсов будет подвергаться сильнейшему геополитическому давлению со стороны стран потребителей. Такое давление согласно прогнозам российских исследователей может осуществляться в следующих наиболее вероятных формах:

­ выдвижение новых территориальных претензий к Российской Федерации и заявлений по типу, которые сделали в начале 2007 года бывшая тогда Госсекретарем США Кондолиза Райс и Мадлен Олбрайт (также занимавшая в свое время указанный пост), о том, что в Сибири настолько большие запасы ресурсов, что они принадлежат не России, а миру;

­ попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействия ее укреплению как одного из влиятельных центров многополюсного мира;

­ разжигание новых очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников (Ближний Восток, Центральная Азия, Кавказ, Балканы);

­ проведение всевозможного рода тайных, подрывных, разведывательных и пропагандистских операций для взятия под контроль добычу и распределение топливно­энергетических ресурсов;

­ создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территории морях;

­ расширение влияния Североатлантического альянса, стремление закрепиться на постсоветском пространстве, а также попытки использовать совокупную военную мощь НАТО для оказания военно­политического давления и получения уступок в доступе к топливно­энергетическим ресурсам;

­ ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территорию сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств (создание военных баз и размещение группировок войск на территориях бывших республик СССР).

В четвертую из рассматриваемых нами групп объединены потенциальные угрозы, непосредственно имеющие военный характер.

К основным внешним военным угрозам многие российские исследователи, как правило, относят следующие:

­ развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Россию или ее союзников;

­ территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы политического или силового отторжения от нее отдельных территорий;

­ осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;

­ вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

­ демонстрация военной силы вблизи границ России, проведение учений с провокационными целями;

 ­ наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

 ­ нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

 ­ наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

 ­ расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;

­ деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

­ ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;

­ вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

­ действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;

­ действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

­ дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

­ распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания оружия массового поражения и средств его доставки.

Составной частью военной угрозы национальной безопасности Российской Федерации является угроза из воздушно­космического пространства.

Следует отметить, что превращение средств борьбы в воздушно­космическом пространстве в главное оружие современных войн и их интенсивное развитие ведущими зарубежными странами свидетельствует об объективном нарастании этого вида угроз.

Для Российской Федерации опасность угроз из воздушно­космического пространства в известной мере усугубляется особенностями ее геостратегического положения и рядом факторов военно­географического плана, основными среди которых являются:

­ большая протяженность границ, площадь территории, низкая плотность размещения объектов вооруженных сил, экономики и инфраструктуры;

­ наличие критически важных объектов стратегических ядерных сил, топливно­энергетического комплекса и других потенциально опасных объектов;

­ сложность создания достаточного информационного предполья на важнейших направлениях;

­ наличие анклавов (Калининградская область), а также удаленных и труднодоступных районов (Приморье, Сахалин, Камчатка);

­ расположение мест добычи и переработки стратегически жизненно важных сырьевых ресурсов в отдаленных труднодоступных районах.

Эти и другие факторы в своей совокупности обуславливают предпочтительность для потенциальных противников России воздушно­космического нападения по сравнению с наземными средствами нападения.

Данные факторы создают благоприятные условия для применения группировок средств воздушно­космического нападения и одновременно затрудняют решение задач воздушно­космической обороны.

Таким образом, угрозы Российской Федерации из воздушно­космического пространства являются наиболее значимыми в общей системе ее военной безопасности. В связи с этим организация активной обороны от наиболее значимых военных угроз в современных условиях закономерно требует приоритетного развития противоспутниковых систем вооружений и осуществления противокосмической обороны в составе вооруженных сил любой обороняющейся стороны, в том числе и Российской Федерации.

Ускорение темпов глобализации формирует новое понимание целостности мира и взаимообусловленности глобальной, национальной и военной безопасности. Военно­политическая глобализация как фактор влияния научно­технического прогресса оказывает непосредственное воздействие на сферу безопасности, а процесс обеспечения национальной и военной безопасности приобретает глобальное измерение.

Геостратегическая ситуация вокруг России складывается сегодня под влиянием кардинальных изменений, происходящих в системе формирующегося нового облика России и нового облика мирового устройства. Геостратегическое положение России между Западом и Востоком, между Севером и Югом предъявляет жесткое требование: быть в постоянной готовности к отражению внешних угроз, в том числе и от развертываемых группировок сил и средств воздушно­космического нападения и противоракетной обороны иностранных государств. Прежде всего речь идет о тех государствах, геополитические интересы которых находятся или могут войти в противоречие с соответствующими интересами России.

В данной связи становится очевидным вывод о том, что воздушно­космическая оборона страны требует дальнейшего совершенствования в рамках модернизации всей системы национальной безопасности Российской Федерации в целях повышения роли России как субъекта глобальных геополитических процессов в мировом сообществе на длительную историческую перспективу.

Михаил КУЧЕРЯВЫЙ,

генерал­лейтенант запаса,

кандидат политических наук

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий