В этом году музею на борту легендарного крейсера 1 ранга «Аврора» исполняется 60 лет
России за всю её историю служили тысячи кораблей — от ботика Петра до современных авианосных крейсеров и атомных субмарин. Но знаковыми стали немногие.
Среди них, конечно, — парусный фрегат «Орёл», крейсер «Варяг», броненосец «Князь Потёмкин», крейсеры «Марат» и «Киров». В их числе, разумеется, тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»… В этом же ряду в обязательном порядке и легендарный крейсер 1 ранга «Аврора». Недаром одними из первых на борту корабля-музея после его возвращения из ремонта в Кронштадте к месту вечной стоянки у Петроградской набережной побывали Президент РФ Владимир Путин и министр обороны генерал армии Сергей Шойгу. Что нового увидели они и первые посетители музейных залов легендарного крейсера? Как изменилась экспозиция? Об этом сегодня рассказывает заведующий филиалом Центрального военно-морского музея на крейсере «Аврора» Николай Аврамов, сам в прошлом кадровый офицер ВМФ и командир боевого корабля.
— Во-первых, крейсер «Аврора» — это символ Российского флота. Во-вторых, он символ Санкт-Петербурга, морской столицы России. А в-третьих, наш корабль можно считать символом целой эпохи. Для многих россиян «Аврора» — символ революции. И это тоже верно. Из истории нельзя удалять страницы, как и их переписывать.
Мало памятников, а тем более кораблей, имеющих 116-летнюю историю, которые вместе со страной прошли через все войны прошлого века. А в биографии «Авроры» их четыре — русско-японская, Первая мировая, Гражданская и Великая Отечественная.
«Аврора» была рождена и вошла в состав флота под императорским штандартом. Это хорошо показано в новой экспозиции музея.
Она участвовала в революционных событиях 1917 года. Её экипаж защищал советскую власть. Это тоже историческая правда. И сегодня корабль № 1 Военно-морского флота России остаётся в строю как действующая единица Балтийского флота.
На корабле после ремонта, по сути, создан новый музей. И его залы рассказывают о том, что во время русско-японской войны «Аврора» не была потоплена врагом в Цусимском сражении. Крейсер прорвался с боем, израсходовав около 1500 снарядов, в том числе 400 главного калибра. Более 10 раз корабль уклонялся от японских торпед! Шесть раз осколки японских снарядов сбивали Андреевский флаг, и шесть раз матросы «Авроры» поднимали его над крейсером вновь. Погиб в бою командир капитан 1 ранга Евгений Романович Егорьев ( по моему убеждению, это самая достойная смерть для командира боевого корабля). Несмотря ни на что, «Аврора» прорвалась в Манилу. И там она не сдалась. По указу императора Николая II экипаж позволил её разоружить, но не японцам, а американцам. Согласитесь, честь корабля и его флага, честь команды была сохранена.
Во время Великой Отечественной войны моряки «Авроры» героически сражались в составе Ладожской флотилии и на сухопутном фронте. Орудия, снятые с корабля, были установлены на переднем крае обороны Ленинграда.
Главная наша задача — через «Аврору» донести до посетителей правду о прошлом и настоящем российского Военно-морского флота
В 1944 году, когда ещё шла война, крейсер начали ремонтировать по приказу главкома ВМФ СССР Николая Герасимовича Кузнецова. Конечно, как символ революции. Это понятно.
А затем «Аврора» стала учебной базой Нахимовского военно-морского училища, открыв новую страницу своей истории. С 1956 года, ровно 60 лет тому назад, крейсер стал самым известным в нашей стране и за рубежом кораблём-музеем.
Я работаю здесь с июня нынешнего года, когда все основные решения по экспозиции уже были приняты до этого. В музейных залах появилось немало нового. Это и электронные киоски, рассказывающие об истории «Авроры», и 3D-проекции, и многое другое. Например, рассказ о серии крейсеров — «Диана», «Паллада», «Аврора»… Есть электронный киоск, который рассказывает о православии на Российском военном флоте. Есть витрина о предшественнике нынешней «Авроры» — 44-пушечном фрегате «Аврора». Всё сделано, как говорится, по последнему слову техники исходя из возможностей ХХI века.
Однако я уверен, что в кое-какую информацию, как теперь принято говорить — контент, нужно вносить уточнения. Это касается содержания некоторых мультимедийных блоков. К примеру, во втором зале есть голографический театр, позволяющий посетителям ознакомиться с процессом приёма пищи матросами. Там и чарку, о которой многие уже писали, матросу наливают. Рассказывают о жизни и быте личного состава, нижних чинов. С чаркой-то как раз всё нормально. Именно так всё и было. Это исторический факт. Но вот мы видим, как 3D-матрос начала прошлого века принимает пищу… из общего бачка на десять человек. Могло ли такое быть? Как флотский офицер, скажу: никогда. У нас в музее есть фото 1910 года: матросы чинно сидят за столом, у них индивидуальные тарелки, подтарельники, кружки, а на столе — чайники и сахарницы. Может быть, когда-то у матросов действительно не было индивидуальной посуды. Но если такое и было, то до рождения «Авроры». Дискуссии по поводу нашей экспозиции продолжаются. И это нормально. Правда о прошлом должна сохраняться даже в деталях, частностях.
Недоработана, на мой взгляд, и мультимедийная инсталляция в 1-м зале музея, которую мы называем «Аврора» — символ эпохи». В ней явно недостаёт разделов «Аврора» в Цусимском сражении», «Аврора» — учебный корабль», «Аврора» — база НВМУ» и «Аврора» — корабль-музей».
Посетители, особенно дети, от новшеств в экспозиции в восторге. Они теперь могут пальчиками потыкать не только в настоящее орудие, но и в новые «гаджеты». У нас есть, например, электронный киоск, позволяющий условно посетить, посмотреть все корабли-музеи, сравнить их между собой. И тут я ещё раз подчеркну: «Авророй» можно и нужно по-настоящему, искренне гордиться. Это бесценное достояние России.
Вот смотрю я на броненосец «Микаса», который был флагманским кораблём адмирала Того в Цусимском сражении, так он ведь в Японии сегодня просто закатан в бетон. При всём трепетном отношении японцев к своей истории и их продвинутости в технологиях у них уже, увы, «Микасы» на плаву нет. И содержится корабль, по моему мнению, далеко не так, как «Аврора». Утрируя, можно сказать, что вместо артиллерийских стволов на «Микасе» установлены водосточные трубы… Да ещё под орудиями главного калибра устроено неуместное кафе.
Можно гордиться, что у нас «Аврора» на плаву, с экипажем, содержится в качестве боевого корабля в идеальном состоянии. Экипаж пусть и маленький, но действующий, соблюдающий все военно-морские ритуалы Российского флота. И командир здесь на месте. Он трепетно относится к службе и к кораблю.
Автор Павел ДЕНИСОВ.
Оставьте первый комментарий