Развитие европейской системы безопасности или равная опасность в мире

Американские военные инструкторы готовят украинский спецназ и снайперов для задействования против ЛНР и ДНР
Американские военные инструкторы готовят украинский спецназ и снайперов для задействования против ЛНР и ДНР

Полковник Д. ФЕОКТИСТОВ

Агрессивные действия США у российских границ вынудили Кремль потребовать заключения обязывающих договоренностей, которые обеспечили бы безопасность в том числе Европы и мира. Однако проекты до — говоров о гарантиях безопасности с прекращением дальнейшего расширения НАТО, в первую очередь за счет Украины, возврате военной инфраструктуры блока в Европе к состоянию 1997 года, взаимных гарантиях безопасности на Европейском континенте, а также о не размещении ракет средней и меньшей дальности в зоне досягаемости друг друга не получили со стороны американцев должного отклика. Такая реакция окончательно превратила сложившуюся европейскую систему безопасности (ЕСБ) в своего рода шагреневую кожу, уменьшающуюся с каждой попыткой Запада превратить Российскую Федерацию в слабое, зависимое и полуколониальное государство.

Проект договора о гарантиях безопасности между Россией и США
Проект договора о гарантиях безопасности между Россией и США

 Более того, под давлением Соединенных Штатов вооруженные силы Украины ( ВСУ ) приступили к массированному обстрелу Донецкой и Луганской республик , вынуждая Россию на решительные ответные военные действия для спасения российских граждан республик от длящегося против них уже восемь лет геноцида. Однако Вашингтон, который планировал втягивание РФ в длительный вооруженный конфликт, получил оперативную специальную войсковую операцию по демилитаризации и денацификации «незалежной», лишив ее возможности стать наступательным плацдармом «цивилизованного» Запада.

Такое развитие событий стало возможным, благодаря тому, что США и ведущие страны НАТО для достижения своих собственных целей поддерживали на Украине националистов — радикалов и неонацистов. А действующие в настоящее время институты ЕСБ – НАТО, Европейский союз, ОБСЕ, Совет Россия – НАТО – не выполняли своих миссий и не способствовали формированию эффективной европейской системы безопасности, как это было провозглашено в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле – «безопасность каждого государства — участника неразрывно связана с безопасностью всех других». В 2008 году Россия выступила с проектом создания единого неделимого пространства в Евро — Атлантике в области военно — политической безопасности с равноправным участием в нем всех заинтересованных сторон. Однако этот документ был проигнорирован . Практическая деятельность ОБСЕ в качестве составляющей европейской системы безопасности выявила свою низкую эффективность и зачастую необъективность оценок ситуации, сложившейся на Украине. Эта организация, вроде бы отвечающая за безопасность на континенте, вовсе не соответствует своему предназначению. Еще в 2008 году на конференции в Мюнхене Президент В. Путин в достаточно жесткой форме подверг критике деградирующие ЕСБ, ОБСЕ и ДОВСЕ . Тем не менее в интересах обеспечения безопасности стран – участниц этой организации необходимо добиваться повышения ее роли при решении международных проблем. По утверждению российских и ряда зарубежных экспертов , причиной критической ситуации в сфере ЕСБ стали следующие факторы: политика силового давления США на мировой арене ; активное муссирование мифа о российской военной угрозе ; целенаправленное превращение Украины во врага РФ ; милитаризация стран Запада и гонка вооружений ; появление вследствие процессов глобализации новых рисков и угроз безопасности для большинства государств планеты ; новые внешнеполитические и военные инициативы Европейского союза и Великобритании . Соединенные Штаты неукоснительно следуют своим военно-политическим доктринальным установкам и стратегиям в области национальной обороны и безопасности. Их содержание сводится к реализации курса, обеспечивающего военное превосходство на мировой арене , балансирование на грани войны, возможность нанесения превентивного ядерного удара и устранение без решений Совета Безопасности ООН режимов, якобы представляющих для США потенциальную угрозу. Значительное число американских политиков рассматривают военную силу в качестве единственного средства сохранения страной ведущих позиций в мире.

Об имперских амбициях Вашингтона свидетельствует стратегия национальной безопасности 2017 года, где записано: одна из главных целей Соединенных Штатов – «сохранение мира посредством силы». При этом «Китай и Россия бросают вызов мощи, влиянию и интересам Америки, пытаясь размыть американскую безопасность и процветание …. Мы усвоили трудный урок – когда США не лидируют в мире, злые силы заполняют эту пустоту. Когда же Америка лидирует, конечно, с позиции силы и уверенности в соответствии с собственными интересами и ценностями, – все в выигрыше».

Подрыву стратегической стабильности в мире содействовал выход США из важных международных договоров – по ПРО 1972 года, Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы и Договора по открытому небу. Наряду с этим они недобросовестно выполняют Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3) и Договор о нераспространении ядерного оружия, разместив его на территории пяти европейских государств.

Последние инициативы Вашингтона по созданию совместно с Великобританией и Австралией военного союза ( АУКУС ) ставят под удар архитектуру безопасности уже в Азии .

Дестабилизации ситуации в мире содействует проведение США и НАТО гибридных операций, направленных на устранение неугодных им режимов посредством организации и проведения «цветных революций». Массированная гибридная война может также завершиться реальными боевыми действиями, как это произошло на Украине.

Эффективным инструментом, обеспечивающим достижение англосаксами своих целей, служит так называемая мягкая сила, действие которой, в частности, может проявляться в угрозах заблокировать зарубежные счета высокопоставленных чиновников того или иного государства, если они не будут проводить необходимую, в том числе русофобскую, политику.

Россия, следуя логике американской силовой политики, давно могла бы, используя экономические, политические и военные средства, превратить Украину в дружественное приграничное государство во главе с вменяемыми политиками. Однако прошло восемь лет геноцида против ДНР и ЛНР, когда началась справедливая национально — освободительная война за освобождение страны от колониального статуса и преступного нацистского режима. Это произошло в отношении враждебного государства, мечтающего о ядерной бомбе, на российских границах в отличие от США, когда последние свергали неугодные им режимы в странах, расположенных в десятках тысячах километров от них.

Журнал «Зарубежное военное обозрение» №4 2022 г.

Читать полный текст: https://zvo.ric.mil.ru/Nomera