ПОБЕДА НА СУШЕ И В МОРЕ

Аньков. Во Владивостоке прошла торжественная церемония открытия международных конкурсов «Кубок моря-2017» и «Морской десант-2017». В церемонии открытия приняли участие представители командования Тихоокеанского флота и ВМФ России, рота почетного караула, оркестр штаба ТОФ, руководители иностранных делегаций, команды-участницы из России, Китая, Ирана, Венесуэлы и детские патриотические клубы Знаменная группа с флагом России

Во Владивостоке на Тихоокеанском флоте подвели итоги Армейских международных игр-­2017. Две недели за тем, как шла борьба на суше и в море, наблюдали наши корреспонденты.

СПАСТИ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ

Узкая комнатка шириной метра два. Железные стены имитируют отсек корабля. Береговой учебно­тренировочный комплекс «Каспий» стал первым местом испытания сил российских и китайских моряков. Аварийные партии из состава экипажей корветов «Совершенный» и «Хуанши» по сигналу тревоги должны спасти корабль от затопления. Жребием определили, в какой последовательности из «пробоин» будет под давлением поступать вода. Всего их 4. Но к каждой свой подход. Где нужно наложить пластырь, где ­ применить специальный упор. И едва моряки справлялись с одной течью, вода начинала хлестать в другом месте. В иллюминатор за действиями команд с секундомерами в руках наблюдали российские и китайские судьи.

Первыми в отсек вошли 5 моряков с «Хуанши». На них специальные гидрокостюмы, спасающие от переохлаждения. Действовали слаженно, уверенно. И в итоге к тому моменту, как доложили о ликвидации аварии, секундомеры жюри показали 1 минуту 59 секунд. Вода к тому времени в отсеке поднялась до уровня 37 сантиметров.

Российская команда работала в брюках и тельняшках. При реальной аварии на корабле не будет времени по тревоге надевать какие­либо костюмы, пояснили моряки. Даже на взгляд стороннего наблюдателя, с пробоинами наша команда справилась быстрее. А когда закончили, дружно запели Гимн России, вызвав аплодисменты зрителей и судей. Их результат ­ 1 минута 30 секунд и 36 сантиметров воды в отсеке.

На водно­спортивной станции Тихоокеанского флота проходило состязание по использованию спасательных средств. Условно, экипажу надо покинуть тонущий корабль. На причале разложили спасательные гидротермокомбинизоны АРО. Это ярко­оранжевые костюмы из толстого неопрена. Каково находиться в таком, я решил проверить на себе. В одежде и обуви влез в комбинезон, а вот застегнуть его в огромных перчатках уже не смог, попросил помощи у военных моряков. Наруже остаются только нос и глаза. Чувствуешь себя надувной игрушкой ­ неповоротливой и неуклюжей. Но в воде костюм хорошо держит на поверхности, в чем убедился, как только прыгнул в море с пирса «солдатиком», по совету моряков скрестив руки на груди и прикрывая лицо. Плыть в нем нужно на спине. Под головой ­ воротник­подушка, который не дает захлебнуться. А еще внутри очень жарко. Рассчитан комбинезон для применения даже в ледяной воде.

Российская команда тем временем по сигналу судьи приступила к экипировке. Надевали костюмы они, конечно же, без посторонней помощи и справились меньше чем за минуту. К слову, по нормативам уже 90 секунд на эту операцию ­ оценка «отлично». Дальше один за другим моряки прыгали в воду и плыли к спасательному плотику. Его по условиям конкурса отвели на 30 метров от берега и перевернули.

Плыли на спине, одновременно загребая двумя руками. Эдакий перевернутый баттерфляй. За счет плавучести управляется на воде такой комбинезон примерно, как маленькая резиновая весельная лодка. Правда, на следующий день после этого заплыва я с трудом мог поднять руки. С непривычки ныли все мышцы. А вот нашим морякам хоть бы что. Быстро доплыли до цели, дружно перевернули плотик, забрались внутрь (и куда только подевалась неуклюжесть) и погребли к берегу.  «И­ар, и­ар!» ­ слышалось с плотика команды «Хуанши». Это «раз­два» на китайском, задавали темп гребцам руководители.

Для соревнований по морской выучке и спасательной подготовке корветы «Хуанши» и «Совершенный» вышли в Амурский залив. По очереди экипажи должны были пройти линию старта, обозначенную буями в море. С этого момента засекалось зачетное время. Корабли получали сигнал бедствия с маломерного аварийного судна, которое здесь изображал противодиверсионный катер «Грачонок» Тихоокеанского флота. Весь этап длиной в 6 морских миль. На первом отрезке корабли шли с максимальной возможной скоростью, спеша к месту аварии. На воду спустили быстроходные моторные лодки, которые должны были обнаружить в море и поднять на борт 3 манекена, имитирующих терпящих бедствие моряков, одетых все в те же оранжевые гидротермокостюмы. Погода словно специально создавала препятствия для спасательной операции. Ветер, дождь, волнение. С борта корабля было даже страшно наблюдать за действиями экипажей спасательных лодок, когда они прыгали на волнах, спеша к «пострадавшим». После того как все три манекена успешно доставили на корвет для оказания медицинской помощи, аварийная команда отправилась крепить буксировочные концы на потерявшее ход судно. И корветы по очереди тянули за собой «Грачонок» к финишу. На этом этапе китайский экипаж справился с задачей на несколько минут быстрее российского.

МОРСКАЯ ПЕХОТА ­ СИЛА

На полигоне «Горностай» в это время в силе и выносливости соревновались 4 команды морских пехотинцев из Китайской Народной Республики, Исламской Республики Иран и Боливарианской Республики Венесуэла. Команда Российской Федерации была представлена морскими пехотинцами с Северного, Балтийского и Тихоокеанского флотов. Одно отделение представляло Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени К.К. Рокоссовского. Это курсанты С. Мамкаев, С. Мамедов, А. Линейцев, С. Утеулин, В. Роптанов, М. Мартьянов, Н. Борисенко и старшие сержанты контрактной службы С. Ермаков и С. Серебряков. На российском этапе соревнований команда училища показала лучший результат.

Для первого этапа «Морского десанта» на полигоне специально отстроили к соревнованиям полосу препятствий. Команды численностью по 10 человек со штатным оружием преодолевали двухметровый забор, кирпичную стену, фасад здания, препятствие из колючей проволоки, попутно обезвреживая взрывные устройства и ведя бой с условным противником. Военнослужащие прошли проволочные сети на низких и высоких кольях, участок железной дороги с водопроводными трубами. В завершение морские пехотинцы проползли по подземному тоннелю, преодолели участок канализации и ров с водой. Всего первый этап протяженностью 1200 метров включал в себя 19 препятствий.

В каждом взводе морской пехоты по три отделения. После жеребьевки они выходили на полосу препятствий попарно. Открыли соревнования одновременно 2 отделения команды НОАК. И с первых же секунд стало ясно, что готовились китайские морпехи к Армейским играм серьезно. Около 10 минут потребовалось им для преодоления всех препятствий. В итоге показали лучший результат среди всех команд.

Как отметил главный судья соревнований, начальник службы подготовки береговых войск ВМС РФ полковник Максим Журилов, это один из самых сложных этапов конкурса в плане физической нагрузки.

­ Здесь немаловажна слаженность команды. Многое зависит и от того, как командир распределит силы своего подразделения. Очень видна хорошая подготовка наших соседей (Китайской Народной Республики), но при всем порадовали и наши морские пехотинцы. Есть небольшой отрыв, но мы показали себя высокоподготовленными.

То, что препятствия были действительно сложными и изматывающими, стало ясно, после того как подготовленный спецназовец из команды Ирана едва не потерял сознание от усталости. Товарищам по команде пришлось буквально тащить его на руках, а после финиша передать медикам.

Но еще более тяжелым оказался следующий этап «Морского десанта». Не зря назвали его «тропой выживания». В полной экипировке ­ бронежилетах, касках, со штатным оружием в руках ­ морские пехотинцы совершали марш протяженностью 4 километра 200 метров. Трасса проходила по пересеченной местности ­ прибрежные скалы, лес, тяжелые спуски и подъемы под немилосердно палящим солнцем. Лично я, стремясь сфотографировать команды во время прохождения этапа, выдохся уже на первых километрах. При этом ведь никто не подгонял по времени, да и препятствия преодолевать мне не приходилось. А вот морпехи вынуждены были нырять в грязь по самые каски, проползая под колючей проволокой, потом скользить и срываться, штурмуя трехметровую вертикальную стену, цепляться из последних сил, поднимаясь по веревочной сетке. На препятствии «скейт», представляющем собой наклонные щиты над рвом с грязью, по которым нужно было пробежать без остановки, изможденные иностранные участники соревнований уже начали хитрить. Так, сборная Ирана не спеша прошла по доскам, расставив ноги едва ли не в шпагат. А команда Венесуэлы, не мудрствуя лукаво, побрела прямо по грязи.

В конце этапа, несмотря на усталость, отдышку и дрожь в руках, командам нужно было поразить мишени на огневом рубеже. Стреляли из российских автоматов и пулеметов Калашникова, СВД и гранатометов РПГ. Так что особо не переживали за то, что оружие вдруг откажет после купания в грязи. Так и вышло ­ осечек не было. И хотя рекорд по времени прохождения трассы здесь вновь поставили отделения взвода НОАК, российские морские пехотинцы отстрелялись лучше них, поразив больше мишеней.

КОГДА ГОВОРЯТ ПУШКИ

Финальный этап «Кубка моря» ­ применение кораблей по предназначению. То есть проверка его боевых качеств. И на «Хуанши», и на «Совершенном» главное оружие ­ противокорабельные ракеты. Но проверяли в этот раз мастерство владения артиллерийскими установками. Корабли вышли в залив Петра Великого. Один из его районов на время проведения маневров был закрыт для судоходства. Потому как стрельбы выполнялись боевыми снарядами по реальной мишени и с большой дистанции.

Так же как и на предыдущем этапе, корабли по очереди выходили на линию старта, обозначенную в море буями. Время начала выполнения упражнения засекали на секундомерах российские и китайские судьи, находящиеся на обоих корветах. Экипажи должны были обнаружить морскую мишень, взять ее на сопровождение и открыть огонь. Надводную цель, имитирующую корабль противника, выполнял щит, который тянул за собой буксир. Изначально он находился на дистанции больше 12 километров от кораблей. Приблизиться к нему командиры «Хуанши» и «Совершенного» могли не ближе чем на 8 километров. Так же заранее оговорили скорость движения кораблей ­ не меньше 8 и не больше 18 узлов.

За выполнением упражнения я наблюдал с командного пункта «Совершенного». На экраны здесь выводилось видеоизображение цели, захваченной морским телевизионным комплексом. Визуально же с сигнального мостика щит выглядел лишь точкой на горизонте. Выполнив пристрелку из 100­мм корабельной артиллерийской установки, командир корвета капитан 2 ранга Алексей Некрасов дал команду на уничтожение цели залпами из трех выстрелов. Всего по условиям конкурса на это давалось 40 снарядов.

Позже командир корвета «Хуанши» капитан 3 ранга Ван Фэн рассказал, что этот этап «Кубка моря» он считает самым сложным:

­ Дома мы к этим соревнованиям тщательно готовились. Поэтому они не показались нам чрезмерно сложными. Но нелегко пришлось на этапе артиллерийской стрельбы по морским надводным целям. Из­за непогоды было тяжело определить радиус стрельбы, дальность цели.

Из главного орудия бронетранспортеров БТР­80 стреляли на заключительном этапе «Морского десанта» и морские пехотинцы. На дальности 1300 метров из 30­мм пушки они должны были поразить цели, имитирующие БТР противника. Изначально мишени должны были располагаться в море. Но погода внесла коррективы в соревнования. Сильный ветер поднял такие волны, что мишени срывало с якорей и переворачивало. В итоге было принято решение разместить цели на суше.

В море же, с подветренной стороны полуострова Клерк, участникам соревнований приходилось демонстрировать свое мастерство управления бронетехникой на воде. Металлические эстакады на берегу представляли макет десантного корабля. На них бронетранспортеры забирались задним ходом, имитируя погрузку в твиндек. Вообще на учениях при погрузке в БДК наши «черные береты» умудряются сидеть сверху на броне и управлять техникой ногами. Таких талантов их зарубежные коллеги не имеют, поэтому командир машины на этом упражнении выглядывал по пояс из люка, корректируя командами действия водителя. После бронетранспортеры направлялись в море. Экипажу при этом нужно было поднять щиток волноотражателя, а как только колеса отрывались от грунта, переключаться на водометный движитель. На воде БТР­80 развивает скорость до 10 километров в час. На соревнованиях нужно было проплыть около 200 метров, маневрируя между расставленными на воде буями. Не повезло на этом этапе команде Ирана  ­ несмотря на тренировки, они допустили ошибку, и в первом же заезде их БТР заглох на воде. Пришлось вытаскивать его на буксире плавающим транспортером. А иранцам дали возможность пройти трассу еще раз.

Команда КНР не справилась с управлением, и их БТР слетел с трассы. После этого не задалась стрельба. Что перечеркнуло все их предыдущие победы ­ баллов на этом этапе «Морского десанта» китайцы набрали слишком мало.

Заезды проходили в виде эстафеты. Одновременно стартовали два бронетранспортера разных команд. Они должны были проехать два круга, 12 километров, по полигону. По дороге преодолевая колейный мост, минное поле, противотанковый ров ­ всего 11 препятствий. На финише их уже ждали следующие отделения команды. В качестве эстафетной палочки здесь служили шлемофоны.

С первого раза из иностранных команд до финиша без потерь дошла только сборная Венесуэлы. Что неудивительно: в отличие от иранцев и китайцев у них есть опыт обращения с нашей техникой. По словам капитан 2 ранга  Эдуардо Алар Виего, Боливарианская Республика Венесуэла имеет на своей службе те же образцы техники, то есть БТР­80.

­ К тому же ко всем препятствиям мы готовились в течение 6 месяцев. Так что для нас не было сюрпризов, и все прошло очень хорошо. Хочу поблагодарить организаторов конкурса за хорошую подготовку. Все трассы были прекрасно оснащены, что позволило показать свои возможности всем командам. Считаю важным то, что мы усилили дружеские связи между всеми странами­участницами.

Первое место в эстафете у сборной Российской Федерации. В свою очередь лучшее время прохождения трассы показало отделение курсантов Дальневосточного высшего общевойскового командного училища имени К.К. Рокоссовского. Водитель ­ старший сержант контрактной службы Сергей Ермаков. Его же признали лучшим водителем соревнований.

Лучший стрелок ­ сержант команды Венесуэлы Леонардо Венто Годой. Лучший снайпер ­ мичман 1 класса команды Китая Сян Чун Чун. Лучший пулеметчик ­ иранец младший лейтенант Мостафа Хейри. В той же команде и лучший гранатометчик младший лейтенант Асгар Пуян. Лучшим наводчиком стал матрос Иван Холодилов. В номинации «Лучшее отделение» награждены все три отделения сборной НОАК под командованием старшин Ли Ю Э, Ван Вэнь Юй и Хун Цзюнь Синь. Лучшими командирами взводов стали старший лейтенант Александр Глушеч (Россия), старший лейтенант Чжоу Сяо Чао (КНР) и капитан­лейтенант Диас Пиментель Даниэль Эрнесто (Венесуэла).

По итогам всех этапов соревнований победителем «Морского десанта­2017» стала команда Российской Федерации. Второе место у сборной Народно­освободительной армии Китая. «Бронзу» разделили команды Ирана и Венесуэлы.

В «Кубке моря­2017» лучшим боцманом признан боцман корвета «Хуанши» Ван Щуе Джен. Лучший механник ­ Сю Сиао Те. Лучший штурман ­ Ван Пин Пин. Лучший вахтенный офицер ­ Джи Ден И. Лучший комендор ­ Чу Шань Ку. Победитель в номинации «Борьба за живучесть корабля» ­ командир аварийной партии корвета «Совершенный» старший лейтенант Антон Волков.

По итогам соревнований экипажи «Хуанши» и «Совершенного» набрали по 440 баллов. Поэтому поровну поделили между собой чемпионский пьедестал и главный приз ­ две моторные лодки.

­ В очередной раз удовлетворен действиями военных моряков, как российской сборной, так и сборной ВМС НОАК, ­ заявил при вручении призов начальник управления боевой подготовки ВМФ России контр­адмирал Виктор Кочемазов. ­ Экипажи обоих кораблей продемонстрировали высочайшую морскую выучку, свое боевое мастерство и в упорной состязательной борьбе с одинаковыми результатами пришли к финишной прямой. Применительно к скачкам говорят, что лошади идут «ноздря в ноздрю». У нас эти два корабля форштевень к форштевню порвали финишную прямую этого международного конкурса.

 

Андрей АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Фото  Виталия АНЬКОВА