Из истории развития и боевого применения беспилотных летательных аппаратов
Г. БАБУШКИН, доктор военных наук, профессор, подполковник,
А. ДУДЬ,
К. КЛИМКО
В 1933 году в Великобритании на основе биплана Fairy Queen был создан первый беспилотный дистанционно управляемый по радио летательный аппарат многократного действия, получивший название H.82B Queen Bee. Именно с него началась эра беспилотников. Впоследствии с 1934 по 1943 г. этот аппарат использовался Королевским военно-морским флотом в качестве воздушной мишени. Всего было изготовлено 405 единиц самолетов-мишеней.
Первым же боевым беспилотным летательным аппаратом (БЛА) был германский самолет-снаряд («крылатая ракета» по современной терминологии) Фау-1 («Физелер-103») с реактивным пульсирующим двигателем, который мог запускаться как с земли, так и с воздуха.
Система управления снарядом представляла собой автопилот, удерживающий снаряд на заданных при старте курсе и высоте в течение всего полета. Всего было произведено около 25 000 единиц этого «чудо-оружия» (от нем. Wunderwaffe). Из них около 10 000 было запущено по Англии: 3200 упали на ее территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными. Удары Фау-1 не могли повлиять на ход войны, однако имели немалый моральный эффект и противодействие им требовало больших усилий.
В США запустили в производство БЛА-мишень Radioplane OQ для тренировки летчиков и зенитчиков. Также в 1944 году был применен впервые в мире классический ударный БЛА многократного действия — Interstate TDR. Его дешевизна предопределила низкие летные характеристики — скорость машины на испытаниях не превысила 225 км/ч, а дальность — 685 км.
Машина взлетала с обычного аэродрома или с авианосца при помощи колесного сбрасываемого шасси. Управление самолетом осуществлялось по радио с борта следующего за дронами самолета управления. Оператор с помощью дисковидного экрана видел изображение, передаваемое телекамерой машины. Для контроля направления и угла использовался стандартный джойстик. Высота полета задавалась дистанционно с помощью наборного диска, как и сброс шасси и отстрел торпеды или бомбы.
Практика показала невозможность предполагавшегося прицельного сброса бомб с самолета. Было решено, что для упрощения и без того затянувшейся программы разработки и обучения летчики будут атаковать цели, только сбрасывая торпеды либо таранным ударом самолета в пикировании. Ряд проблем с аппаратурой и с освоением новой техники привел к тому, что интерес к беспилотным самолетам начал падать.
Всего было произведено более 100 беспилотников этого типа, часть из них приняла участие в боевых действиях в Тихом океане. Наиболее успешными были две последние атаки на Новую Ирландию, полностью уничтожившие стратегический маяк на мысе Святого Георгия. Всего в этих атаках было подбито 26 самолетов из 47 имеющихся, еще 3 разбились по техническим причинам.
После окончания Второй мировой войны основные усилия разработчиков были сосредоточены на создании управляемых ракет и бомб. Беспилотники рассматривались только в качестве тренировочных радиоуправляемых мишеней для средств противовоздушной обороны (ПВО) и истребителей.
Интерес к БЛА стал возрождаться по мере насыщения войск зенитными ракетными комплексами (ЗРК) и совершенствования средств обнаружения. Применение БЛА позволяло сократить потери пилотируемых разведывательных самолетов при ведении воздушной разведки и использовать их в качестве ложных целей.
В СССР в 60-70-е годы были созданы беспилотные реактивные разведчики: Ту-123
«Ястреб», Ту-141 «Стриж»,
Ту-143 «Рейс». Все они были достаточно крупными и тяжелыми аппаратами. Заметим, что беспилотная техника появилась в результате построения авиационных моделей и переноса функций пилота на автоматические устройства и приборы. Для обозначения и описания беспилотных летательных аппаратов во многих печатных изданиях и электронных СМИ используются различные графические сокращения и аббревиатуры. Нередко авторами текстов, переводов и материалов приводятся сокращения английских наименований — UAV (Unmanned Aerial Vehicle/ Uninhabited Aerial Vehicle). Укоренившаяся русскоязычная аббревиатура — БЛА (беспилотный летательный аппарат).
Чаще всего под UAV и БЛА понимают именно программно и дистанционно управляемые летательные аппараты без разграничения их по признакам и способам управления, хотя, в зависимости от методов и систем управления полетом, они могут подразделяться на два класса: беспилотные программно пилотируемые летательные аппараты (БПЛА) и дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА). Поскольку практически все созданные беспилотные машины строились с использованием элементов систем программного (автономного) управления, далее будем обозначать их, употребляя аббревиатуры БЛА и БПЛА.
Уникальными для своего времени разработками и массовыми в производстве стали американские БПЛА семейства Firebee («Огненная пчела») компании Teledyne Ryan. В период с 1948 по 1995 год они были представлены различными моделями и модификациями беспилотных самолетов с турбореактивными двигателями: БПЛА-мишени (дозвуковые и сверхзвуковые), разведывательные БПЛА, БПЛА радиоэлектронного противодействия, ударные и многофункциональные БПЛА. Многие аппараты, созданные на базе воздушной мишени BQM-34А Firebee, длительное время состояли на вооружении ВВС, армии и ВМС США.
В начале 1960-х годов перед ВВС США стояли задачи контроля ракетных испытаний в Советском Союзе и обнаружения позиций советских ракетных комплексов. После того, как над территорией СССР были сбиты RB-47 и два самолета-шпиона U2, в США была начата разработка высотного беспилотного разведчика Red Wagon (Model 136). Этот БЛА имел высоко расположенные крылья, малую радиолокационную и инфракрасную заметность.
Во время войны во Вьетнаме (1965–1973 гг.) для воздушной разведки и наблюдения американскими ВВС и ВМС успешно применялись средневысотные БПЛА Firebee, запускаемые с земли, с самолетаносителя и с авианосцев. Было совершено около 3 400 полетов над хорошо защищенной территорией северного Вьетнама.
Созданный компанией Teledyne Ryan высотный БПЛА радиотехнической разведки (Model 147E) передавал на наземный пункт информацию о вьетнамских ЗРК SA-2a (C75) в течение своего полета. Его применение позволило сохранить жизнь многим американским летчикам, а также самолеты в течение последующих 15 лет, вплоть до 1973 г. Такого типа БЛА применялись для ведения фоторазведки, ретрансляции сигнала, разведки радиоэлектронных средств, РЭБ и в качестве ложных целей для усложнения воздушной обстановки. С середины 1980-х годов авиастроительными компаниями США стали разрабатываться и создаваться автоматизированные беспилотные комплексы тактического и оперативно-стратегического назначения.
В 1970–1990-е и последующие годы значительный вклад в развитие беспилотной техники внесли израильские военные специалисты, ученые и конструкторы. Впервые с острой необходимостью иметь БЛА армия обороны Израиля столкнулась в период ведения «войны на истощение» (1969–1970). Резко выросший спрос на аэрофотосъемку наземных объектов не обеспечивался ВВС Израиля. Часто объекты съемки были прикрыты мощной системой ПВО. В 1969 году группа израильских офицеров провела эксперименты по установке фотокамер в корпусе коммерческих радиоуправляемых моделей. С их применением были получены фотографии иорданских и египетских позиций.
В конце июля 1970 года был подписан контракт с американской компанией Teledyne Ryan на разработку разведывательного БЛА Firebee Model 124I («Мабат») и производство для Израиля 12 таких аппаратов. 1 августа 1971 года была создана особая эскадрилья для их эксплуатации — 200-я, первая эскадрилья БЛА в ВВС Израиля. Моделями, заказанными ВВС Израиля в США, стали модификации беспилотных самолетов семейства Firebee — разведывательные БЛА «Мабат» (Model 124I, Model 147SD), БЛА-мишени «Шадмит» (Model 232, Model 232B) производства компании Teledyne Ryan, а также БЛА-ловушки (ложные цели) для борьбы с ЗРК противника MQM-74A Chukar компании Northrop Grumman, получившие в Израиле название «Тэлем».
В 1973 году эти аппараты применялись Израилем во время арабо-израильского конфликта («Войны Судного дня») для наблюдений, разведки наземных объектов и постановки ложных воздушных целей. Беспилотные самолеты типа «Мабат» и «Тэлем» закупались до 1990 года и использовались в составе ВВС Израиля по 1995 год включительно; мишени «Шадмит» состояли на вооружении ВВС до 2007 года.
С 1975 года Израиль перешел к разработке и выпуску собственных БЛА, первым из которых стал «Саяр» (экспортное наименование Mastiff — «Мастиф») фирмы-производителя «Тадиран». По заказу ВВС Израиля компанией IAI были разработаны и созданы аппараты типа Scout («Скаут»). В 1982 году беспилотные аппараты израильского производства использовались во время боевых действий в долине Бекаа в Ливане.
Сочетание применения БЛА с телекамерами на борту и наводящихся с их помощью ракет в сочетании с комплексным применением ВВС Израиля привело к разгрому ПВО армии Сирии в Ливане. Она потеряла 86 боевых самолетов и 18 батарей ЗРК. Это было первое столь эффектное применение беспилотных самолетов.
В 1980–1990-х годах разработкой и производством БЛА стали заниматься многие авиастроительные компании и фирмы не только в США и Израиле, но и в других странах. Например, в Южно-Африканской Республике компанией Kontron был разработан беспилотный самолет-разведчик Seeker («Сикер») с дальностью полета до 240 км. Боевое крещение он получил во время войны в Анголе в 1986 году.
Дистанционно пилотируемые летательные аппараты и автономные БЛА использовались обеими сторонами в течение войны в Персидском заливе 1991 года (операция «Буря в пустыне»). Разведывательные БЛА применялись и в так называемых операциях по поддержанию мира силами ООН в бывшей Югославии.
Признанным лидером в разработке и производстве БЛА являются США. Первым ударным БЛА стал разведывательный MQ-1 Predator, оснащенный ракетами AGM-114C Hellfire.
В начале XXI века главным регионом боевого применения беспилотных аппаратов снова стал Ближний Восток. Технический прогресс в средствах ведения вооруженной борьбы позволил наносить дистанционные удары, сравнимые с хирургическими операциями, по территории государств, не находящихся в состоянии войны с инициаторами данных операций, и без санкции руководства государств, на территории которых эти операции производятся. Этим объясняется режим секретности, которым окружили ЦРУ и Пентагон операции своих беспилотников.
В настоящее время оборудуется инфраструктура и монтируется оборудование для использования стратегических высотных разведчиков RQ-4 «Глобал Хок» в разных частях мира.
На сегодня этот дрон с размахом крыла, достигающим 39,9 м, можно без преувеличения назвать фактическим некоронованным «королем беспилотников».
В вооруженных силах США БЛА RQ-4 «Глобал Хок» рассматривается как замена высотного — стратегического разведчика U-2S «Локхид». Отмечается, что по своим возможностям беспилотник, в частности в области радиотехнической разведки, превосходит последний.
Вооруженные Силы России в ходе «контртеррористической операции» на Кавказе ограниченно применяли БЛА «Пчела» комплекса «Строй-П» для оперативного взаимодействия со средствами огневого поражения РСЗО «Смерч», «Град», ствольной артиллерии. Учитывая небольшой ресурс «Пчелы» и крайне ограниченное количество комплексов, эффект от их применения скорее всего был не большим.
Поступление в Вооруженные Силы России новых разведкомплексов с БЛА малой дальности отечественного производства «Орлан-10» осуществляется с 2013 года, что, по взглядам ряда специалистов, позволило повысить более чем на 40 % боевую эффективность проверенных временем самоходных гаубиц «Акация».
В июне 2015 года Минобороны России представило на форуме «Армия-2015» новейшие отечественные разработки. Среди них был представлен экспериментальный разведывательный беспилотник (БПЛА) «Альтиус-М» большой продолжительности полета. Он был выполнен цельнокомпозитным и имел взлетную массу до 5000 кг. Заявляемая дальность полета БЛА — до 10 000 км, а продолжительность полета — до 48 часов.
В 2011 году стартовала разработка БПЛА «Орион», который был представлен в ходе Международного аэрокосмического салона «МАКС-2017».
В интересах силовых структур казанской компанией «Эникс», основного поставщика малых беспилотных летательных аппаратов, были разработаны такие беспилотные системы, как «Элерон-10СВ» и «Элерон-3СВ».
Исходя из вышеизложенного, следует заметить, что в настоящее время перспективы развития беспилотной авиации в интересах силовых структур обусловлены целым рядом факторов. Прежде всего, постоянно возрастающей ценой пилотируемых самолетов и вертолетов, ростом стоимости обучения пилотов, в то время как для решения достаточно широкого круга задач наличие человека сегодня не является обязательным. По этой причине наметившаяся тенденция к росту процента боевых вылетов БПЛА в будущем сохранится.
В целом можно отметить, что в России в области разработки БПЛА есть успехи. Хотя на данный момент в Вооруженных Силах России их крайне мало.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Bergen P., Rowland J. Drone Wars. The Washington Quarterly, 36:3, 2013, P. 7–26.
2. Баканеев С.А. Робототехнические комплексы военного назначения для ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск. // Новый оборонный заказ. 2017, № 2.
3. Карякин В. Беспилотники вне закона // Новый оборонный заказ. 2017, № 4.