Аннотация: в статье анализируется система самостоятельной работы студентов в вузе.
Ключевые слова: стимул, самостоятельная работа, коммуникативные умения
В основе познавательной направленности личности лежит система мотивов, которая порождается познавательной потребностью. Последняя представляет собой субъективное отражение объективной потребности в знаниях, в функционировании тех сторон психики, благодаря которым осуществляется познание нужды в жизнедеятельности органов и систем, обеспечивающих познавательную деятельность [1]. Мотивы учебной деятельности студентов развертываются на разном уровне осознанности и отличаются большим разнообразием. Среди них есть положительные и отрицательные, постоянные и временные, ведущие и подчиненные, активные и пассивные. Превращение внешних стимулов в положительные мотивы учения представляет собой сложный и противоречивый процесс, объясняемый сложностью и противоречивостью соотношений общественного и индивидуального в жизни человека, ценностных ориентаций личности, ее интересов и идеалов. Задача состоит в том, чтобы привести субъективное отношение к учению с соответствие с его объективным смыслом, сформировать психологическую установку на отношение к учебной деятельности как к общественно-необходимой обязанности. Результаты учебно-познавательной деятельности зависят не только от интеллекта, но и от многих других особенностей личности, в частности, от мотивационных и регулятивных факторов. Именно это стремился подчеркнуть Л. С. Выготский, когда писал, что мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы сознания, охватывающей наши стремления и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. Значительные сдвиги в мотивационной сфере наступают в связи с педагогической практикой. В беседах и сочинениях многие студенты признаются, что, работая с детьми, они почувствовали «дефицит» общих и психолого-педагогических знаний, а также возросший интерес к избранной профессии. В целом можно отметить, что по ходу учебы у студенческой молодежи происходит рост гражданских и профессиональных мотивов, актуализируется интерес к специальным и психолого-педагогическим знаниям, повышается ответственность за свою учебу и предстоящую педагогическую деятельность. С такого рода далекими мотивами, определяющими социальные и профессиональные перспективы студента, разнообразно и динамично связаны и другие, также опосредованные мотивы. Последние порождены конкретно существующей ситуацией учебной деятельности студента в данном вузе, в данном студенческом коллективе и так же, как устремления в будущее, могут иметь коллективистическую или эгоцентрическую направленность, положительный или отрицательный эмоциональный знак. Большинство студентов первого курса не имеют ясного представления о системе учебной работы, как в пределах семестра, так и всего учебного года. Практически первокурсники в первую половину семестра выполняют только текущие учебные задания преподавателей, а в предзачетный и экзаменационный периоды оказываются перегруженными. В нашем институте в помощь первокурсникам были разработаны и размножены «Учебные задания», к которым приложены структура учебного года, извлечения из учебного плана о количестве времени (по семестрам), отводимого на каждый учебный предмет, краткое программное содержание учебных дисциплин. Здесь же приведена рекомендуемая литература, сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым при изучении каждого учебного курса, определены формы и сроки учебных контрольных мероприятий. Эти задания не идут в разрез с текущим учебным материалом и не являются дополнительной нагрузкой, так как их «сосуществование» учитывается при планировании домашних и контрольных работ. Для студентов не только первых курсов, создается специально организованная среда, насыщающая ее новым, все более трудным, культурным материалом. Эта среда предполагает сообщение учащимся ориентировочной основы практических действий, выполнения самостоятельной работы, решение и выполнение проблемных ситуаций. Такого рода деятельность осуществляется на семинарах, лабораторно-практических занятиях, практикумах и в самостоятельной работе студентов. Все эти виды конструктивно-практической и коммуникативной деятельности зафиксированы в учебном процессе, в рабочих программах по каждой дисциплине. «Современный учебно-воспитательный план отличается: вычленением инварианта общего образования; акцентированием применения усваиваемой культуры к решению проблем; соединением ориентирующих в культуре компонентов и обобщающих компонентов с углубляющими, конкретизирующими и тренирующими специальные способности компонентами» [2]. Все педагогические и психологические дисциплины для каждого института, планируются в учебном плане по компетенциям и педагогической деятельности: от лекционных занятий, практических и семинарских до исследовательской и специальной подготовки на старших курсах. Содержание материала направлено на логику, и взаимосвязь дисциплин, чтобы у обучающихся любой психологической специализации появились устойчивые познавательные мотивы и интерес к педагогике, психологии и другим наукам. Все это позволяет прогнозировать результаты педагогического процесса и главное организовать образовательное пространство для подготовки будущего профессионала. Нами сделана попытка представить материалы для активизации самообразования студентов очников и заочников на основе практической педагогики. Этот аспект раскрыт в подготовке студента к лекциям, семинарским и лабораторно-практическим занятиям, а затем к педагогической практике, т. е. развернуто изучение и практическое применение педагогики на нормативной (обязательной) основе. Кроме того, мы определили такое направление, как модульным, потому что предполагает создание информационной проводимости педагогических знаний, формированию педагогического мышления студентов. Использование межпредметных связей с другими дисциплинами и науками, а также выделение общей методики самостоятельной работы студентов способствует созданию более новой педагогической модели, но и вариативные курсы для очных и заочных отделений, работающих с опережением или, наоборот, отстающих от программы. Всю работу, мы распределили с учетом принципа преемственности, усложнения целей и задач в формировании практического опыта студентов в самообразовании. Естественно на начальном этапе — поставили цель, чтобы студенты овладели формами работы с учебной литературой и элементами познавательной деятельности (выработка умений анализировать изученный материал и составлять тезисы, сформировать навыки и умения работать с первоисточниками и на основе этого писать конспекты; доказывать и более убедительно высказывать свое мнение). Формами и методами становятся практические занятия, самостоятельная работа с педагогической литературой, выполнение дифференцированных заданий. Основнойэтап — главной целью здесь является развитие умений и навыков самостоятельной, активной работы по развитию мышления: проводить анализ педагогических ситуаций; составление педагогических ситуаций; составление педагогических задач для решения их на спецсеминарах, практикумах; педагогической практики; решение педагогических задач исследовательского характера. Дидактическими средствами выступают семинарские, лабораторные, практические занятия, студенты выполняют и участвуют в экспериментальной и научно творческой работе. На заключительном этапе целью является корректировка и подготовка к самостоятельной практической учебно-познавательной деятельности, формирование элементов активной творческой деятельности: определять эффективные умения и варианты решения педагогических задач, выполнять несложное исследование, находить различные варианты нерешенных проблем. Такое направление предполагает активное участие студентов в учебной производственной практике, проведении экспериментальных исследованиях. Разработанные образовательные технологии по проведению практических, самостоятельных работ, формируют профессиональную направленность, аксиологические ориентации на педагогическую деятельность. В соответствии с этим, полученные знания студентов расширяются, углубляются и приобретают более самостоятельный характер. Самостоятельная познавательная деятельность студентов, как очников, так и заочников, прежде всего, направлена на качественное выполнение учебного плана. Среди видов учебной нагрузки на первом-втором курсах особенно важно для студента установочные и обобщающие лекции. Контрольные и контрольно-срезовые работы (зачеты и экзамены в форме тестов, самообследование и др.). Подготовка к практикумам и семинарским занятиям, как активным формам самостоятельной работы. При самоподготовке студенты овладевают умениями самообразования, как: работа с первоисточниками; работа со справочной литературой; анализ (конспектирование, сравнительный анализ) основной учебной и дополнительной литературой; работа с хрестоматией, энциклопедическим словарем, журналами; выполнение познавательных задач проблемных ситуаций; составление презентаций по определенной тематике. Написание эссе, рефератов, курсовых работ и решение электронных контрольных материалов. Постепенно в высших учебных заведениях вырабатывается собственное направление в обучении, в котором отводится соответствующее место очному, заочному образованию. Несмотря на то, что в разных педагогических институтах своя специфика составления рабочих программ, планов, на первых курсах обще в методике преподавания общеобразовательных предметов и на основании этого, проводятся поточные лекции. Именно здесь происходит поэтапное формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов. Использование в педагогическом процессе различных альтернативных моделей обучения студентов по разным специальностям позволяет составить варианты дифференцированных планов (на примере курса педагогики) с учетом профессиональной подготовленности студента и специфики института, выделив в них виды самостоятельной работы. Для организации самостоятельной работы студентам первого курса желательно обращать внимания на общие профессионально-значимые умений и качеств, без которых специалист не состоится. Такие умения: выслушивать, отвечать на поставленные вопросы, высказывать собственное мнение и аргументировано доказывать, приводя определенные выводы по поставленной теме и задавать вопросы. Организовывать, проводить и использовать активные приемы беседы, диспутов, самостоятельно подбирать и анализировать различные научные источники, для написания рефератов, курсовых работ и составления тезисов. Далее, логические умения: сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы и др. Следующие по нашему мнению — это аналитические умения: понять проблему, оценить ее, аргументировать идею, принять решение. Коммуникативные умения: общаться, слушать других, рефлексировать, вырабатывать индивидуальный стиль. Вырабатывать такие качества, как: вежливость, гражданственность, гуманность, любовь к детям, патриотизм, организованность, самокритичность, открытость. Проявлять волевые качества — принципиальность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержанность, самокритичность, самосовершенствование, четкость в организации работы, дисциплинированность. Таким образом, на наш взгляд устанавливаются более тесные контакты преподавателя со студентами, проявляются и учитываются их индивидуальные особенности. Все это в совокупности создает условия для их исследовательской работы. Естественно необходимо основное внимание обращать на контроль над самостоятельной работой первокурсников. Так как психологическая перестройка школьника, ставшего студентом, заключается в том, что он от ежедневного контроля переходит к самоконтролю, приучается работать ритмично, целеустремленно, рационально.
Ильин Геннадий Анатольевич-доцент Военного учебного центра РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, кандидат педагогических наук, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина» г. Москва, ilinin@list.ru
Список литературы
1. Барышникова З. А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников: Учебно-методическое пособие. — М., Издательство УРАО, 2000. — 72 с.
1. Жуйкова Т. П. Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов / Т. П. Жуйкова. — Текст // Молодой ученый. — 2016. — № 23 . — С. 477-479.