Похоже, что Соединенные Штаты Америки снова пытаются вернуть мир к временам холодной войны. Заявление американского президента Дональда Трампа о намерении выйти из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности вновь заставило мир замереть в напряженном ожидании, а на европейцев словно пахнуло пламенем минувшей войны. Ко многим из них, должно быть, вернулась память о сожженном Дрездене, в котором под англо-американскими бомбами погибли около 250 тысяч мирных жителей.
Напомним, что в
Европе американское ядерное оружие
появилось в середине 50-х годов. В 1954 г.
была принята стратегическая концепция НАТО «Щит и меч». В результате
тактическое ядерное оружие было размещено на территории государств —
членов альянса: в Германии, Нидерландах и Бельгии. Затем позиционные районы
американских ракет средней дальности с ядерной начинкой появились в Турции,
Греции и Италии. В 1983 г. в Европе янки развернули военные базы с ракетами средней дальности «Редшиг-2» и крылатые ракеты «Томагавк» с
ядерными боезарядами. Тогда же была создана и первая база «Раймштайм» для
хранения ядерного оружия.
Если же вспомнить, что сегодня на территории Германии расположены уже два крупнейших хранилища ядерного оружия, то попади в них любая ракета, будь она средней или меньшей дальности, то никому в Европе мало не покажется. Мы уже не говорим о развернутых там американских пусковых ракетных установках с ядерными боеголовками. Отсюда понятна тревога, которая сквозит в обращении президентов Франции и Германии, а также руководства Италии с призывом сохранить договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Даже Лондон в принципе выступил за сохранение «ракетного соглашения», согласно которому в 80-е и 90-е годы прошлого века был ликвидирован целый класс вооружений: баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (1000–5000 км) и меньшей дальности (от 500 до 1000 км). Но как бы теперь Европа не призывала президента США не выходить из договора о ликвидации РСМД, похоже, что в Белом доме решение уже принято.
Здравомыслящим политикам понятно, что за этим неизбежно должен последовать выход США из Договора об ограничении СНВ-3. Москва призывает этого не делать, что будет означать конец взаимному контролю над стратегическими наступательными вооружениями. Не случайно и министр иностранных дел Федеративной Республики Германии Хайко Маас в своем обращении к общественности предупреждает: «Конец Договора о ракетах средней и меньшей дальности может иметь негативные последствия для Договора между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений, в котором мы точно нуждаемся» [1]. Однако, что так и произойдет, свидетельствуют последовательные шаги Белого дома в уничтожении судьбоносных договоров, подписанных с Российской Федерацией, которые запрещают испытания и производство ракетных носителей ядерного оружия средней и меньшей дальности.
Первый шаг в данном направлении был сделан 13 июля 2002 г., когда США в одностороннем порядке вышли из договора по ограничению систем противоракетной обороны — ПРО. Уже тогда многие политики задумались о дальнейшей судьбе важнейших документов, гарантирующих стратегическую стабильность на Европейском континенте. Напомним, что подобное намерение США выйти из договора ПРО тогда встретило возражение, как со стороны России, так и Китая. Лидеры этих стран полагали, что такой шаг подорвет систему обеспечения безопасности. Но хозяин Белого дома господин Джордж Буш-младший думал иначе. Он цинично назвал договор пережитком холодной войны и заявил: «Как главнокомандующий вооруженными силами США, я не могу допустить, чтобы США оставались участниками Договора, который мешает нам развивать эффективные системы самозащиты» [2].
Что за этим последовало, известно. Вскоре Соединенные Штаты Америки приняли решение разместить элементы системы противоракетной обороны в странах Восточной Европы. На все опасения руководства Российской Федерации, что данные ракеты угрожают нашей стране, администрация Белого дома заявляла, что эти меры направлены исключительно против Ирана.
5 ноября 2007 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в своем обращении к Федеральному Собранию заявил, что в ответ на намерение создать элементы системы ПРО в Восточной Европе мы разместим ракетные комплексы «Искандер» и средства радиоэлектронной борьбы в Калининградской области. В ответ генеральный секретарь НАТО Андрос Фог Расмунсен заявил, что эти меры России «…будут пустой тратой денег против врага, которого не существует»[3]. Однако старшее поколение россиян, выросшее в Советском Союзе, хорошо помнит о том, как в желании уничтожить нашу страну бывшие союзники по антигитлеровской коалиции разработали секретный план «Дропшоп», согласно которому предполагалось нанести сначала 50 ядерных ударов по политическим и экономическим центрам СССР, в том числе по Москве и Ленинграду. Если судить по недавно принятому там стратегическому плану превентивного массированного ракетного удара по современной России, то такое желание у «ястребов» не только в Пентагоне, но и в Белом доме до сих пор не пропало.
Однако, прежде чем решиться на воплощение в жизнь данного агрессивного шага, США предприняли усилия, чтобы избежать ответного ракетного удара, создав глобальную систему ПРО. Так во многих странах, и не только Европы, появились американские военные базы с пусковыми установками и радиолокационными системами раннего оповещения о ракетных пусках из любой точки Земли. После развала Советского Союза военным в Пентагоне этого показалось мало. В 2015 г. США решили развернуть наземный противоракетный комплекс с 24 ракетами-перехватчиками «Иджис Эшор» с дальностью полета 550 километров на территории Румынии. Данный морской комплекс, переделанный под наземную систему ПРО, способен обеспечить пуски и ударных крылатых ракет «Томагавк» с дальностью 550 километров. Не случайно Российская Федерация в лице постпреда в НАТО Александра Глушко предупредила, что «Развертывание универсальных пусковых установок Мк-41, способных запускать ракеты средней дальности, США серьезно подрывает договор об ограничении РСМД» [4]. Однако в Белом доме наше обращение проигнорировали.
Вскоре, в 2018 г. последовало новое решение США разместить такие же противоракетные комплексы уже на территории Польши. Со всей очевидностью стало понятно, что все разговоры представителей Белого дома и генерального секретаря НАТО, что система противоракетной обороны в Европе создается исключительно из-за опасения ракетных ударов со стороны Ирана, мягко говоря, обман. Естественно, что Владимир Владимирович Путин расценил развернутый в той же Румынии ракетный комплекс не как оборонительную систему, а как часть ядерного потенциала США. По его словам, Москва будет вынуждена «подумать о купировании угрозы», возникшей в отношении Российской Федерации [5].
Подобные недружественные шаги партнеров по договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности вынудили руководство Российской Федерации приступить к разработке нового поколения ракетных систем средней и меньшей дальности, которые были бы способны преодолевать современную американскую глобальную систему противоракетной обороны. Вскоре на боевое дежурство заступил российский мобильный комплекс «Ярс», а суперсовременный комплекс «Сармат» проходит последние испытания. Оба комплекса способны преодолевать любую систему противоракетной обороны. Демонстрация же возможностей крылатых ракет средней дальности «Калибр» морского базирования, помнится, вызвала определенную растерянность у генералов из НАТО.
Недавно в своем послании к Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин впервые сообщил о том, что на вооружение вот-вот поступит гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал», способный поражать как стационарные объекты, так и надводные корабли: авианосцы, крейсеры, эсминцы и фрегаты. С помощью сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31 ракета сбрасывается в заданной точке и далее она летит с гиперзвуковой скоростью, превышая скорость звука в 10 раз, маневрируя по всей траектории полета. «Кинжал» гарантированно преодолевает все существующие системы противоракетной обороны. Дело в том, что полет ракеты происходит на границе стратосферы, что позволяет ей избежать сопротивления воздуха, и в короткий отрезок времени выходить на заданную цель.
К тому же не будем забывать и об ударной авиации Воздушно-космических сил России, которая базируется в Крыму и Калининграде, что означает — наши военные самолеты могут гарантированно достигать военные объекты в любой точке Европы. Следует помнить и о возможностях отечественных средств радиоэлектронной борьбы — РЭБ, которые способны не только нейтрализовать станции наведения ракетных комплексов, но и взрывать ракеты противника в полете. Современный арсенал Российской Федерации весьма внушителен. Все это делает бесполезной глобальную систему противоракетной борьбы, которую США выстраивают, в том числе и в Европе.
Несложно предугадать, что Россия в ответ на выход США из договора о ликвидации РСМД продолжит совершенствование баллистических ракет средней и меньшей дальности, которые для средств ПРО противника окажутся просто недосягаемыми ни по скорости, ни по изменяющейся траектории полета. Москва, желая избежать гонки вооружений, продолжает призывать администрацию Белого дома одуматься. Судя по всему, США намерены любой ценой доказать, что они являются единственной сверхдержавой, для которой никакие законы не писаны. Дональд Трамп демонстративно повторяет, что США будут делать столько ракет средней и меньшей дальности, сколько надо для того, чтобы заставить Россию и Китай придти к ним и сказать: «давайте договариваться».
Хотя многие аналитики не без основания полагают, что президент США в данном случае не столько заботится о престиже страны, сколько выполняет главный заказ военно-промышленного комплекса, для которого разработка и производство новых видов вооружений поистине неисчерпаемый источник баснословных доходов. Как бы там ни было, но выход из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, похоже, означает, что США начинают борьбу за новый передел мира. В этой связи конфронтация Соединенных Штатов Америки с Россией будет и дальше обостряться, а череда гибридных войн в мире продолжится.
Вызывает озабоченность и тот факт, что у современного поколения политиков и военных в Пентагоне отсутствует страх перед возможностью возникновения ядерной войны. Более того, там уже раздаются голоса о возможности применения ядерного оружия, и не только в локальных войнах. По мнению Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова, повышенная точность авиационных бомб В61-12 и вариативная — модернизированных американских авиабомб повышает вероятность того, что руководство НАТО решится на ограниченную ядерную войну [6].
Что это: отсутствие исторической памяти о последствиях Второй мировой войны? Неужели забыты и жертвы ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки? Похоже, что и то и другое. Судя по всему, судьба тысяч и тысяч людей, которые погибнут в пламени локальных ядерных войн, меньше всего волнует Пентагон вместе с Белым домом. Ведь эти «малые» страны могут стать прекрасным полигоном для обкатки приемов будущей войны с нынешними и будущими геополитическими соперниками с применением уже не только тактического, но и стратегического ядерного оружия. Если верить утечке секретной информации из Белого дома, в текущем году США намерены выйти из договора РСМД, а также, не исключено, что из договора об ограничении стратегических наступательных вооружений — СНВ-3.
Такой шаг Соединенных Штатов Америки будет означать только одно: существующая система безопасности «прикажет долго жить». В этом случае под вопросом окажутся все попытки международных организаций во главе с ООН предотвратить распространение ядерного оружия по всему миру. Хотя Россия неоднократно предупреждала и США, и мировое сообщество, что размещение тактических ракет в Европе и Турции является нарушением договора о нераспространении ядерного оружия. Однако в ответ мы слышим успокаивающие заверения, что эти ракеты направлены не на Россию.
Логично предположить, что не исключена вероятность развития событий по самому негативному сценарию, когда террористические организации типа ИГИЛ вполне смогут получить в свои руки столь грозное оружие. С «легкой руки» США мир вернется к страшным временам политики ядерного шантажа, с которым человечество, помнится, столкнулось сразу после окончания Второй мировой войны. Поистине, в будущем мир окажется под угрозой термоядерного безумия, которое может закончиться последней в истории человечества войной.
Возможно, что Белый дом делает ставку именно на откровенный ракетно-ядерный шантаж России. Так политику санкций в отношении нашей страны Запад пытается усилить еще и военной составляющей. Поэтому Владимир Владимирович Путин на встречах высокого уровня уже не раз подчеркивал, что наш ответ на выход США из договора о ликвидации РСМД будет зеркальным и симметричным. В случае же попытки Пентагона осуществить превентивный массированный ракетный удар по нашей стране, агрессор получит гарантированный ракетно-ядерный ответный удар такой силы, после которого никто не выживет. Думается, что подобная перспектива развития событий мало кого устроит.
Не исключено, что парни из Белого дома все-таки надеются, что им удастся втянуть нас в новую гонку вооружений и, как это было с Советским Союзом, экономика страны не выдержит. Начнутся «перестроечные процессы», которые обрушат политический и экономический строй России, и ее можно будет взять под свой контроль «голыми руками», как это случилось в девяностые годы прошлого столетия. Планы вполне реалистичные, если учитывать, что теперь в России существует немалый отряд либерально настроенных граждан, откровенно ориентированных на западные ценности и образ жизни, и которые не приемлют нынешнего политического и экономического курса страны.
С подачи опытных организаторов «цветных революций» не исключена возможность и предательства политических элит, как это уже случалось не раз. Не секрет, что у многих власть предержащих сегодня сбережения, недвижимость, даже семьи, уже давно находятся за границей. Некоторых даже привечают в Старой Европе и даже в Вашингтоне, в надежде, что удастся «выпестовать» в будущем «своего, ручного» президента России. Хочется надеяться, что в этот раз подобного предательства не случится и под санкциями и военными угрозами Россия ни сейчас, ни в будущем не прогнется.
Что же касается европейцев, с Дональдом Трампом или без него, то им рано или поздно, но придется выстраивать с Российской Федерацией новую архитектуру безопасности. Возможно, что политика санкций канет в Лету и взаимовыгодная торговля с нами будет выгоднее, чем искусственная конфронтация. Да, добиться этого будет непросто, учитывая, что Европа находится под жестким внешним управлением США, но делать это придется, так как другого выхода из образовавшегося тупика в наших отношениях нет. И, похоже, что к некоторым политикам уже начинает приходить прозрение.
Не исключено, что на каком-то очередном витке гонки вооружений, развязанной США, и ко всем остальным «союзникам», следующим в фарватере политики сверхдержавы, придет осознание, что пора остановиться и начать искать компромисс. Затем появится обоюдное желание разговаривать на нормальном дипломатическом языке с Российской Федерацией.
Мы позволили себе, слегка отрешившись от тревожной реальности дней нынешних, попытаться заглянуть в будущее. Насколько верен наш прогноз, покажет время. Но одно можно сказать точно, что в американском конгрессе, да и в Пентагоне, самоубийц не так много, как может показаться. Когда же речь заходит о судьбе государства и нации, никто не захочет, чтобы они исчезли в пламени ядерной войны. В этом нас убеждают не столь далекие исторические события, которые принято называть «Карибским кризисом». Когда мир по-настоящему оказался на пороге ядерной войны, то 35-й президент Соединенных Штатов Америки Джон Фицджеральд Кеннеди, понимая всю ответственность за жизнь и будущее американской нации, принял историческое решение — не трогать «ядерную кнопку». Он начал дипломатические переговоры с советской Россией, и мир вздохнул с облегчением.
Как скоро и в ХХI веке мир снова вздохнет с облегчением — это большой вопрос.
ЛИТЕРАТУРА:
[Электронный ресурс] URS: (Дата обращения: 7.11.2018).
[Электронный ресурс] URL: http://www. 1tv.ru/news/world//126156 (Дата обращения: 7.11. 2018).
[Электронный ресурс] URL: http://www. dw.com. (Дата обращения: 7.11. 2018).
[Электронный ресурс] URL: http://armi–news.ru (Дата обращения: 7.11. 2018).
[Электронный ресурс] URL: http://armi–news.ru (Дата обращения: 7.11. 2018).
В. КУТИЩЕВ