В мае этого года исполнилось 100 лет со дня выхода в свет первого номера литературно-художественного журнала «Воин России».
Основан он был под названием «Красноармеец», а в послевоенное время носил имя «Советский воин». О славной истории единственного в мире военного литературно-художественного журнала мы попросили рассказать главного редактора журнала капитана 1 ранга запаса Игоря ХРИСТОФОРОВА.
Уважаемые товарищи!
Поздравляю редакцию журнала «Воин России» со знаменательным юбилеем!
100 лет назад увидел свет первый номер литературного журнала «Красноармеец», который вместе с армией и флотом прошел огненными дорогами Гражданской войны, помогал строить и укреплять наши Вооруженные Силы в двадцатые и тридцатые годы.
В Великую Отечественную войну он всегда был на передовой, ярким и убедительным литературным словом призывал к защите Родины, рассказывал о мужестве и героизме наших воинов.
Лучшие писатели страны сплотились тогда вокруг издания, воодушевляли бойцов на подвиг, вселяли в них уверенность в Победе. Заслуги творческого коллектива были отмечены орденом Красной Звезды.
В послевоенное время, сменив название на «Советский воин», журнал остался верен своему главному предназначению – воспитанию защитников Отечества на признанных образцах военной литературы. Он был неизменным спутником в крупнейших военных учениях и походах, боях в Афганистане и полетах в космос.
«Воин России» является достойным наследником своих предшественников. На его страницах публикуются лучшие произведения
отечественной прозы и поэзии об армии и флоте России, работы авторов-военнослужащих.
Желаю коллективу редакции творческого вдохновения, доброго здоровья, счастья, благополучия и трудовых успехов!
Министр обороны Российской Федерации
генерал армии С. Шойгу
– В этом году многие военные организации отмечают столетие со дня основания. Видимо, 1919 год был в значительной степени определяющим для судеб молодой Советской Республики…
– Со школьных лет мы помним карту с уроков истории «Советская Россия в кольце фронтов». Самым опасным участком весной 1919 года считался Восточный фронт, где войска Колчака теснили молодые красноармейские части. Именно поэтому главным вопросом на восьмом съезде РКП(б), прошедшем в марте 1919 года в Москве, был военный. В числе прочих было принято решение об усилении политической и пропагандистской работы в армии.
В середине апреля Троцкий подписал приказ по Реввоенсовету о создании политотдела и выпуску литературного журнала «Красноармеец» для поднятия боевого духа бойцов Восточного фронта. На центральную военную газету у Реввоенсовета денег не было, а выпустить разовый номер журнала они могли довольно быстро.
Прибывший в Москву с расформированного Крымского фронта Ивар Смилга отказался возглавить политотдел Реввоенсовета, поскольку считал должность слишком мелкой для себя. Его жена была связной у Ленина в Разливе, а сам он считался видным большевиком и членом Центрального комитета партии. По его требованию уже в мае политотдел был преобразован в политуправление, и Смилга возглавил его.
Литературный журнал «Красноармеец» был любимым детищем Смилги. Он лично подобрал в апреле сотрудников в редакцию. Главным редактором поставил секретаря политотдела Дмитрия Полуяна, у которого уже был опыт выпуска журнала «Красный офицер», художником – Дмитрия Моора, который ровно через год в перерыве между созданиями обложек журнала нарисует знаменитый плакат «Ты записался добровольцем?».
Осталось много воспоминаний участников выпуска первого номера «Красноармейца». В Москве той весной стояли сильнейшие морозы, в неотапливаемых помещениях Реввоенсовета на Сретенском бульваре мёрзла тушь у художников, долгими вечерами заканчивался керосин, и тогда его приходилось искать по всей Москве.
И всё-таки первый номер вышел, и уже в мае его читали красноармейцы на Восточном фронте. В нём была статья Смилги с разоблачением морального облика Колчака, пафосный текст Полуяна о необходимости празднования 1 Мая, корреспонденция о революции в Германии, рассказ «Братья» о подвиге красноармейца, много стихотворений и две полосы карикатур на царский режим, которые сейчас мы назвали бы комиксом.
На первых книжках журнала стояла надпись: «Этот номер продаже не подлежит. Прочитай и передай другому». А на пачках журнала, отправлявшихся на фронт, обязательно приклеивалось указание: «Доставлять наравне с боеприпасами».
– После Гражданской войны были закрыты многие издания, но «Красноармеец» продолжал выходить…
Первая публикация знаменитого теперь романа Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны» состоялась в апреле 1969 года именно в «Советском воине»
– Большевики хорошо понимали, что произведения литературы служат делу пропаганды гораздо сильнее, чем десятки скучных статей. Время НЭПа и особенно тридцатые годы дали журналу много новых имён. Первые робкие рассказы Дмитрий Фурманов печатал в «Красноармейце» с 1922 года. Они были хорошей предпосылкой для создания «Чапаева». Со страниц журнала шагнул в литературу «Железный поток» Серафимовича. Отрывки романа «Цусима» Новиков-Прибой доверил именно военному литературному журналу. Одну из глав «Тихого Дона» Михаил Шолохов опубликовал в «Красноармейце» раньше, чем в журнале «Октябрь».
А были ещё статьи наркомвоенмора Ворошилова и научные очерки генерала Карбышева, популяризировавшего инженерное дело, работы Вавилова, Обручева, Мичурина, Павлова. И сотни маленьких незамысловатых рассказов о жизни казармы, кубрика, полигона.
Номера двадцатых годов отличаются очень крупным шрифтом для текстов. Разгадка этого проста – командиры и политруки использовали журнал для устранения неграмотности среди бойцов новых призывов. А таких было очень много.
Двадцатые годы – эпоха так называемых целевых номеров: номер к юбилею Красной Армии, номер об авиации, антирелигиозный номер, номер о летних учебных лагерях, номер о Парижской коммуне, номер к 50-летнему юбилею Ленина.
Современному читателю необычным покажется то, что в каждом номере не менее двух полос уделялось карикатурам и шаржам. Причём каждый рисунок сопровождался отсылом к конкретной воинской части и тому недостатку, который критиковался.
Ещё необычнее кажется практика печатать ответы читателям прямо на страницах журнала. Вот, к примеру, последний номер за 1923 год. На целую полосу ответы красноармейцам: «Провалову. Ребус не подошёл. Опутину. Написано неплохо, но для журнала не подходит. Шевченко. Старайтесь писать как можно короче. Михайлову. Вы описываете случай малоинтересный. Болдыреву. Присланный рассказ написан очень слабо».
Один из номеров 1923 года вызвал у меня удивление. На четвёртой странице обложки было нарисовано какое-то чудовище с огромной фашистской свастикой на груди и в типовой германской фуражке без козырька. На него шли в атаку красноармейцы. Почти за двадцать лет до самой страшной войны в истории страны «Красноармеец» предугадал её с пугающей гениальностью.
В 1924 году начала выходить газета «Красная звезда», и журнал стал её литературным приложением. Впрочем, уже в 1926 году «Красноармеец» – вновь орган Главного политического управления РККА.
Видимо, армия настолько нуждалась в таком журнале, что в конце 1929 года руководство Наркомата обороны на специальном заседании под председательством наркома Климента Ворошилова рассмотрело вопрос о повышении качества издания и переходе к выпуску номеров каждые десять дней, а не дважды в месяц. Эксперимент 1930 года, скорее всего, не очень согласовывался с экономическими реалиями страны, потому что уже в следующем году журнал снова стал выходить два раза в месяц, а в конце тридцатых начались сдваивания номеров.
В год своего десятилетия журнал объединили с другим военным литературным собратом, и он вобрал в своё новое название имена обоих изданий – «Красноармеец и краснофлотец». Более десяти лет выходил с двойным названием, причём порой на пару лет исчезал союз «и» в названии.
– Великая Отечественная война не только стала огромным испытанием для страны и армии, но и дала огромный толчок развитию военной литературы. Сказалось ли это на редакционной политике «Красноармейца»?
– Первый же военный номер журнала, вышедший в конце июня 1941 года, был полон веры в скорую победу над врагом. Уже в нём были напечатаны очерки о первых героях Великой Отечественной. А для последней страницы обложки художник нарисовал картинку с горящим немецким самолётом, падающим на поле боя. В следующем номере на полосе появился в чёрно-белом виде плакат активно сотрудничавшего с журналом Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!», ставший символом начального периода войны. Со страниц журнала он шагнул на улицы советских городов и сёл.
Писатели и поэты, в том числе и широко известные, с началом Великой Отечественной войны стали штатными сотрудниками центральных и фронтовых газет. Многие из них писали в «Красноармеец». Со страниц нашего журнала шагнул в известность в 1942 году бравый солдат Василий Тёркин. Александр Твардовский публиковал новые главы поэмы о самом неунывающем герое войны в «Красноармейце» почти в каждом номере вплоть до середины 1945 года. Сам герой Василий Тёркин был придуман группой поэтов во главе с Твардовским в газете Ленинградского военного округа ещё во время финской войны. По их замыслу Тёркин был военкором, остро бичующим поведение нерадивых бойцов, и совсем не походил на нового Тёркина, балагура и бывалого солдата, способного повернуть любую ситуацию на фронте в свою пользу.
Твардовский вообще очень любил журнал «Красноармеец». Все свои стихотворения во время войны он в первую очередь присылал нам. Больше всего поражает его «Письмо к моим братьям» в ноябрьском номере 1941 года. В нём поэт обращается к младшим братьям Ивану и Павлу, младшим командирам Красной Армии. В их лице он призывает всех советских воинов дать достойный отпор врагу.
Ни в какое иное время не печаталось на страницах журнала столько известных писателей, как в военное четырёхлетие. А у многих из них были десятки публикаций. Например, у Ильи Эренбурга, Александра Твардовского и Степана Щипачёва – более тридцати. Более двадцати раз выступал на журнальной полосе со своими стихотворениями Василий Лебедев-Кумач, десятки стихов опубликовали Алексей Сурков, Сергей Михалков, Самуил Маршак, Евгений Долматовский. В военной истории журнала остались публикации Алексея Толстого и Леонида Леонова, Константина Паустовского и Андрея Платонова, Алексея Серафимовича и Бориса Лавренёва. Кстати, многие из перечисленных мною писателей в годы войны были штатными сотрудниками газеты «Красная звезда».
Несмотря на тяжелейшее время, в журнале периодически появлялись детективные и приключенческие произведения. К примеру, повесть Льва Шейнина «Граф Монтекристо» в 1943 году печаталась в нескольких номерах. Никакого отношения к Дюма она не имела. Графом Монтекристо звали хулигана, оказавшегося на свободе после того, как немцы разбомбили тюрьму. Попав на свободе на оккупированную территорию, он полностью перековался и начал в одиночку совершать диверсии против немцев.
В публицистическом разделе журнала самыми сильными были страницы «Герои Великой Отечественной войны». Они были сделаны в виде обычного семейного альбома. Пара десятков фотографий в овалах и виньетках занимали всю полосу, а понизу были написаны фамилии героев без рассказов об их подвигах. Да это и не требовалось, потому что на груди каждого героя сияли ордена и медали, повествующие о подвигах лучше любых слов.
Главным карикатуристом журнала был Борис Ефимов. Под его яркие и одновременно хлёсткие рисованные произведения отдали четвёртую, цветную полосу. Политработники вырезали её и вывешивали на стволах деревьев, чтобы сотни бойцов и командиров могли ознакомиться с карикатурами Бориса Ефимова и посмеяться над гротескными изображениями фашистов и их сумасшедших вождей. В 1943 году на журнал стали работать Кукрыниксы, объединённые в одном псевдониме знаменитые в те годы три художника-карикатуриста: Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Их работы на последней странице обложки пользовались огромной популярностью на фронте.
В номерах военной поры через номер печатался полосный рассказ из рисунков о подвигах придуманного героя Федота Сноровкина. Он в одиночку ходил в разведку и пленял взвод фашистов, подрывал танки, спрятавшись в дупле дуба, выкуривал немцев из дота и стравливал целые роты фашистов друг с другом. Сейчас бы такую подачу назвали комиксом. Подвиги Сноровкина вызывали живой интерес бойцов, ему даже писали письма. Но слава Василия Тёркина оказалась сильнее. Постепенно Федот Сноровкин исчез с журнальной полосы.
В сдвоенном номере (3–4) журнала за 1943 год был опубликован новый Гимн Советского Союза. Текст поэтов Сергея Михалкова и Гарольда Эль-Регистана с нотами Александра Александрова занял центральный разворот. Его величие подчёркивали дубовые листья в обрамлении и щиты с традиционными серпом и молотом. Тираж номера был повышенным, чтобы как можно больше военнослужащих выучили новый гимн. Это был очень сильный идеологический ход, настраивающий не только армию, но и всю страну на победу в затянувшейся войне.
За годы войны тираж «Красноармейца» поднялся с двадцати до двухсот пятидесяти тысяч экземпляров в месяц. С 1942 года начала выходить «Библиотечка «Красноармейца». Сначала она задумывалась как сатирическая. Скажем так, для подъёма настроения солдат и матросов. Но позже библиотечка явно посерьёзнела. И приобрела всесоюзную популярность. Закрылась она только в переломном 1991 году.
Нелёгкий труд редакционного коллектива был отмечен в конце войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1944 года за успешную работу по военному, политическому и культурному воспитанию личного состава и в ознаменование 25-летия со дня выхода первого номера редакция журнала «Красноармеец» была награждена орденом Красной Звезды.
– Каждое издание гордится своими достижениями. Есть ли они у «Воина России»?
– Людям всегда интересно самое-самое. Не зря Книга рекордов Гиннесса издаётся ежегодно. Если сделать нечто подобное из истории журнала, то тоже можно обнаружить занятные вещи.
Самый большой тираж был в конце восьмидесятых – полтора миллиона экземпляров в месяц. Главным редактором в ту легендарную эпоху был полковник Леонид Петрович Головнев, кстати, сотрудник «Красной звезды» в прошлом. Успех был, конечно, во многом обусловлен горбачёвской гласностью, а может, ещё и тем, что подобрался хороший творческий коллектив, разрешалось многое из того, что раньше запрещалось. Штат журнала был огромен по нынешним меркам – более ста человек. Журнал имел ежемесячные дайджесты на шести языках мира – английском, немецком, французском, испанском, португальском и арабском. Выходили «Библиотечка», «Иллюстрированное приложение» и молодёжное приложение «Боевой товарищ», которое предполагалось дублировать на языках всех советских республик, и даже набрали штат сотрудников в некоторые из них, но ни один номер так и не вышел. Редакция «Советского воина» в те годы имела видеоприложение и даже выпустила один документальный фильм. После целого ряда организационно-штатных процедур именно это видеоприложение через двадцать лет превратилось в известный ныне телеканал «Звезда».
В шестидесятые годы, например, был установлен самый большой гонорар за публикации в номере. Если брать за учёт одну машинописную страницу, то она стоила в полтора раза больше, чем страница в любом толстом литературном журнале. Частенько маститые авторы отдавали для публикации свои рукописи сначала в «Советский воин» и только потом в «Новый мир», «Знамя» или «Москву». К примеру, первая публикация знаменитого теперь романа Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны» состоялась в апреле 1969 года именно в нашем журнале, и только в ноябре роман вышел в свет в «Москве», что вызвало немалую окололитературную бурю. Между прочим, в «Википедии» первым публикатором романа ошибочно всё-таки числится журнал «Москва».
Определённым достижением, правда, уже из разряда случайных, можно считать публикацию в десятом номере за 1955 год скромной заметки «Решил стать кинорежиссёром» о первокурснике ВГИКа бывшем матросе Черноморского флота Василии Шукшине. Это первое упоминание будущего великого кинематографического имени в центральной прессе.
Достиг мирового уровня признания фотокорреспондент нашего издания капитан 1 ранга Леонид Якутин. Его серия снимков «На земле Вьетнама» была удостоена премии Организации Объединённых Наций на выставке World Press Photo – 1979.
Но главное в журнале – это его рядовые сотрудники, те, кто ежедневно терпеливо и кропотливо делает сам журнал. И вот здесь вряд ли кто-то в ближайшее время побьёт достижение редактора Лидии Ивановны Федосеевой. Она пришла в журнал в 1960 году после объединения журналов «Советский моряк», «Иллюстрированная газета» и «Советский воин» под эгидой, естественно, третьего из них. С тех пор вот уже пятьдесят девять лет она без перерыва работает у нас.
У многих сотрудников журнала тоже за плечами не один десяток лет работы в единственном в мире военном литературно-художественном издании. Долгое время хранят верность «Советскому воину» – «Воину России» Василий Алексеевич Дандыкин, Людмила Николаевна Якутина, Алла Евгеньевна Павлова, Николай Павлович Пицак, Марина Георгиевна Некрасова, Елена Ивановна Прокофьева, Светлана Ивановна Храмцова, Елена Александровна Севастьянова, Алла Гареновна Казакова, Ольга Вячеславовна Мазурина, Ирина Владимировна Дегтярёва.
И всё-таки главный рекорд – это сами сто лет журнала. Вряд ли в далёком 1919 году кто-то мог предположить, что так долго сможет просуществовать военный литературный журнал. А он продолжает выходить и радовать читателей новыми повестями, рассказами и стихотворениями на армейскую тему.
Владимир МОХОВ, «Красная звезда»