По окончании селекторного совещания начальник Генерального штаба Вооруженных Сил России – первый заместитель Министра обороны генерал армии Валерий Герасимов провел брифинг для журналистов, на котором подробно рассказал о целях создания Национального центра управления обороной Российской Федерации, его задачах и роли в укреплении обороноспособности страны.
Касаясь вопроса о необходимости его создания, начальник российского Генштаба предложил представителям средств массовой информации совершить небольшой экскурс в историю.
Генерал армии Валерий Герасимов напомнил, что «в предшествующие 50 лет обеспечение управления Вооруженными Силами осуществлялось Центральным командным пунктом Генерального штаба».
«Содержанием деятельности ЦКП являлось отслеживание резких изменений военно-политических изменений в мире, контроль состояния специальных видов оружия и обеспечение управления его санкционированным применением. Для решения этих задач на ЦКП были замкнуты малочисленные дежурные службы объединений Вооруженных Сил, а в тактическом звене — нештатные дежурные по воинским частям, при том что в соединениях штатные структуры для круглосуточного дежурства отсутствовали», — дал необходимые пояснения о предшествующей структуре генерал армии Валерий Герасимов.
Сбор и анализ информации по различным направлениям деятельности Министерства обороны и Вооруженных Сил осуществлялись только узкопрофильными органами военного управления. Функции обобщения и учета разрозненной информации, как по боевому управлению, так и по управлению повседневной деятельностью, а также координация деятельности органов военного управления при решении задач, фактически возлагались на руководителей, принимающих управленческие решения, и осуществлялись эпизодически в ходе продолжительных служебных совещаний.
«В современных условиях многократно увеличились объемы информации, цикл ее изменения сократился с недель и суток до часов и минут. Возникла острая необходимость в постоянном комплексном мониторинге процессов, происходящих в мире, в стране и Вооруженных Силах, в непрерывном комплексном анализе обстановки и выработке вариантов реагирования на ее изменения. Центральный командный пункт перестал удовлетворять предъявляемым требованиям по информационному обеспечению руководства», — подчеркнул глава российского Генштаба.
Он также отметил, что «помимо этого, в Вооруженных Силах до настоящего времени существовала громоздкая система сбора информации».
«Она базировалась на табеле срочных донесений. Информация согласно табелю представлялась в письменных документах (телеграммах, донесениях, сводках и других) с низкой периодичностью. Так, командир бригады представлял доклады в вышестоящий штаб один раз в неделю, командующий войсками военного округа – один раз в месяц. И часто получалось так, что информация, содержащаяся в них, быстро устаревала», — рассказал Валерий Герасимов.
В настоящее время информация меняется скоротечно, причем не только в отношении военно-политической обстановки, но и иных сферах, затрагивающих интересы Вооруженных Сил. Это — разработка и поставка вооружений, снабжение всеми видами довольствия, строительство, подготовка и обучение кадров и прочие.
Учитывая эти тенденции, в Министерстве обороны создан постоянно действующий, единый по структуре для мирного и военного времени орган оперативного управления военной организацией государства – Национальный центр управления обороной Российской Федерации. В его составе на всех уровнях управления развернуты и несут дежурство штатные оперативные дежурные смены.
«По результатам апробации его функционирования стало ясно, что цикл обработки информационных потоков значительно сократился, многие вопросы управленческой деятельности решаются в реальном масштабе времени силами дежурных смен. По сути, Национальный центр представляет собой механизм круглосуточного управленческого воздействия на все сферы деятельности Вооруженных Сил с условным делением на боевую и повседневную составляющие», — отметил начальник Генштаба.
«Почему «условным»? Потому что практически невозможно вести успешную подготовку к обороне Российской Федерации без координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, имеющих задачи в области обороны, без создания инфраструктуры и поставки новых вооружений и техники, без материально-технического обеспечения и подготовки личного состава Вооруженных Сил», — объяснил генерал армии Валерий Герасимов.
Журналистам также было рассказано о его структуре.
В составе Национального центра два основных центра: центр боевого управления и центр управления повседневной деятельностью войск (сил), а также несколько центров управления по специальным вопросам. Основные центры предназначены: центр боевого управления – для поддержания боевого потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации в целом, а также группировок войск (сил) на стратегических направлениях, как в мирное, так и военное время на необходимом и достаточном уровне готовности к отражению возможной агрессии и управления войсками (силами) при выполнении ими боевых и специальных задач; центр управления повседневной деятельностью – для оперативной координации деятельности органов военного управления и федеральных органов исполнительной власти на всех уровнях по поддержанию войск (сил) в боеготовом и боеспособном состоянии, мониторинга выполнения Гособоронзаказа, финансового, материально-технического, медицинского, жилищного обеспечения, подготовки кадров, международного военного сотрудничества и других видов деятельности.
Новизна подхода состоит в том, что сверху донизу, на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях создана «стволовая» структура непрерывного мониторинга, оперативного анализа обстановки и подготовки предложений руководству по организации выполнения первоочередных мероприятий при возникновении нештатных или кризисных ситуаций.
Как все это работает, было показано на примере мониторинга выполнения Гособоронзаказа.
По словам начальника Генштаба, здесь внедрены и применяются комплексные подходы к реализации планов обеспечения Вооруженных Сил системами вооружения, военной и специальной техникой.
Все мероприятия, от выявления потребности в конкретном типе вооружения, до серийной поставки образцов в войска (силы) и ввода их в эксплуатацию увязаны в единый процесс. На каждом уровне управления, до соединения включительно, дежурные смены Национального центра в круглосуточном режиме осуществляют контроль, в том числе и визуальный (с использованием видеокамер), за изготовлением образцов вооружения, созданием соответствующей инфраструктуры в воинских частях, подготовкой запасов материальных средств, формированием и обучением персонала для их эксплуатации.
Отклонения от графиков фиксируются, проводится анализ причин, выдаются рекомендации и предложения для проведения своевременной корректировки и выправления ситуаций.
«Мне, как начальнику Генерального штаба, дежурный генерал докладывает за сутки по тем или иным вопросам до 20 – 25 раз. Особенно это касается отклонений по каким-либо вопросам. Я, соответственно, принимаю решения сам или информирую Министра обороны для утверждения предложений. Дежурный генерал при этом не просто докладывает обстановку, а главное, — формулирует выводы и обоснованные предложения, которые требуют только утверждения или не утверждения», — пояснил генерал армии Валерий Герасимов.
Наличие такой структуры сводит к минимуму время принятия решений для адекватного реагирования на ситуацию, будь то отставание от графика в строительстве объектов, или недружественные действия в отношении суверенитета российских территорий. Созданный механизм позволяет в кратчайшие сроки включить в совместную работу органы военного управления, исполнительной власти и местного самоуправления для выполнения принятых решений.
«В соответствии с Планом обороны государства 52 федеральных органа исполнительной власти и 3 организации (государственных корпорации) имеют свои задачи в области обороны как в мирное, так и военное время. От эффективности решения любого, пусть даже незначительного вопроса, в том или ином федеральном органе исполнительной власти часто зависит итог выполнения масштабных комплексных мероприятий. Для нас стало жизненно необходимым скоординировать усилия федеральных органов исполнительной власти при решении задач в области обороны, собственно, для этого и предназначен механизм, который мы называем Национальным центром», — подчеркнул глава российского Генштаба.
«Однако я не хотел бы, чтобы у вас сложилось впечатление, что созданный Центр подменяет или дублирует функции штабов и органов военного управления. Нет. Мы перераспределили Центру те задачи, которые требуют непрерывного цикла выполнения и установили регламент информационного обмена и взаимодействия со всеми заинтересованными структурами.
При этом на всех уровнях постоянно поддерживается обобщенная и актуализированная информация о составе, состоянии, характере действий войск (сил), их обеспеченности и степени готовности к решению задач», — отметил генерал армии Валерий Герасимов.
Помимо постоянной готовности выдать предложения по реагированию на кризисные ситуации, Национальный центр управления и его структуры на местах обеспечивают штабы и органы военного управления необходимой информацией для текущего и перспективного планирования, подготовки и принятия решений, их доведение до войск (сил) и контроль исполнения.
Важно, что структура оперативных дежурных смен и содержание деятельности Центра не меняются при переводе с мирного на военное время. Меняется объем информации, интенсивность ее обработки и подготовки необходимых материалов для доклада. То есть, наработанные и отлаженные взаимосвязи и алгоритмы продолжают действовать в любых условиях обстановки.
Как сообщил Валерий Герасимов, «в настоящее время выполняется корректировка некоторых принципов работы органов управления, которая позволит увязать потоки информации и повысить эффективность совместной деятельности».
«С созданием Национального центра управления обороной в широком его понимании обеспечено целенаправленное преобразование системы управления Вооруженными Силами на основе системного использования современных и перспективных возможностей информационных технологий, достигнут совершенно новый уровень управления всеми видами деятельности Вооруженных Сил, взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти в повседневной деятельности и в ходе ведения военных действий.
Наличие такой структуры, способной в кратчайший срок обеспечить принятие решений руководством страны на применение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в ответ на возникающие угрозы, доведение до исполнительского звена и контроль выполнения принятых решений, выступает дополнительным фактором, сдерживающим агрессию против России», — уверен начальник Генерального штаба.
Подобные выводы генерал армии Валерий Герасимов пояснил на конкретных примерах.
«Если говорить простым языком, мы решаем задачу повышения эффективности управления. То есть повышаем качество и уменьшаем время выполнения задач. Возьмем такое широко распространенное понятие, как «Боевая тревога». Оно для органов военного управления уже практически не актуально.
Потому, что ряд мероприятий, выполняемых по этому сигналу — прибытие состава оперативных групп, проведение боевого расчета, развертывание рабочих мест, сбор данных обстановки и т.д., уже выполнены с того момента, как мы организовали непрерывное боевое дежурство оперативных дежурных смен по всем направлениям деятельности органов военного управления», — рассказал глава российского Генштаба.
«Позволю себе еще раз напомнить, для единого понимания, что же такое Национальный центр. Это — мощнейший, самодостаточный механизм, представляющий из себя профессионально подготовленные оперативные дежурные смены на всех уровнях управления от тактического до стратегического, которые круглосуточно несут боевое дежурство в специально оборудованных помещениях, оснащенных самыми современными средствами связи и автоматизации. Они осуществляют мониторинг по всем направлениям деятельности как внутри Вооруженных Сил, так и в рамках всей военной организации Российской Федерации по реализации Плана обороны государства», — подытожил генерал армии Валерий Герасимов.
Оставьте первый комментарий