На восточных рубежах страны несут службу уссурийские десантники

Л. ИВАНОВ

Самое восточное соединение Воздушно-десантных войск в нашей стране — Уссурийское. Появилось оно в этом городе 30 лет назад.

Летом 1990 года, успешно завершив комбинированное перемещение железнодорожным транспортом и авиацией, бригада была переброшена из польского города Бялогарда, в котором несла службу со дня образования в 1985 году. Бригада участвовала практически во всех крупных учениях, проводимых на Дальнем Востоке. В 2002 году две ее роты бок о бок действовали с морскими пехотинцами Тихоокеанского флота на мысе Клерка и заслужили высокую оценку Министра обороны России.

22 июня 2004 года личный состав бригады привлекался на оперативно-стратегические учения «Мобильность». За ходом учений наблюдали Президент России и Министр обороны России.

Осенью 2006 года бригаде было вручено переходящее знамя военного совета ДВО с надписью «Лучшему соединению Краснознаменного Дальневосточного военного округа».

В ходе проводимой в Вооруженных силах РФ реформы с декабря 2010 бригада перешла на новые штаты. Отдельные воинские части, входившие в состав бригады, стали линейными подразделениями. В январе 2010 года ход проведения реформы проверил Министр обороны Российской Федерации.

С 1 декабря 2013 года 83-я отдельная десантно-штурмовая бригада (одшбр) передана в состав Воздушно-десантных войск Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 158 бригаде присвоено почетное наименование «гвардейская».

 — Боевая подготовка нашей бригады направлена на выполнение любых задач, в любых условиях обстановки, в любой точке мира, — говорит гвардии подполковник Роман Иванов, начальник штаба Уссурийского отдельного гвардейского десантно-штурмового соединения ВДВ. — Но поскольку мы находимся на восточных рубежах нашей страны, дополнительные усилия мы сосредотачиваем на подготовке и действиях бригады на приморских направлениях, в островных зонах и, конечно, во всем Восточном военном округе. Личный состав принимал участие в совместных учениях с подразделениями морской пехоты ВМФ.

Лишь однажды — 2 августа, когда праздновалось 90-летие ВДВ, — в бригаде не проводились занятия по боевой подготовке. Но и в канун праздника, и после него проходили и прыжки с парашютом, и занятия на воздушно-десантном комплексе и вождение боевой техники на полигоне.

Вертолет Ми-8АМТШ армейской авиации уже поднялся на высоту больше полукилометра. И вот-вот загорятся лампочки «приготовиться». 12 десантников (по 6 с каждого борта) уже выстроились в две шеренги. Выпускающий открывает «калитку», хлопает по плечу первого в строю: «Пошел!». Тот делает шаг в бездну. Меньше чем через минуту в вертолете, который начинает снижение, остаются только экипаж и выпускающий. Десантники на землю возвращаются более привычным способом — на парашютах. Небо в пригороде Уссурийска забелело куполами. Привычная, впрочем, картина для местных жителей. Наблюдают за ней 30 лет.

— Сколько прыжков у вас за плечами и какое ощущение испытываете? — интересуюсь у первого приземлившегося.

 — Обычное, — отвечает гвардии капитан Виталий Применко. — Работа есть работа. У меня это уже 158-й прыжок.

День воздушно-десантной подготовки расписан плотно. Едва одна группа погрузилась на борт вертолета, другая уже ждет своей очереди. Здесь даже военнослужащие срочной службы совершают за год минимум четыре прыжка с парашютом. А у контрактников их несколько десятков.

Чтобы в воздухе все прошло на отлично, каждый элемент прыжка подробно разбирается на земле. На плацу соединения новобранцы учатся укладывать парашют, этап за этапом. А на распложенном рядом специальном воздушно-десантном комплексе они осваивают управление куполом.

 — В бригаде уделяется очень много времени воздушно-десантной подготовке, — рассказывает гвардии майор Вячеслав Яцеленко, начальник отделения воздушно-десантной подготовки Уссурийского отдельного гвардейского десантно-штурмового соединения ВДВ. — Это и укладка людских десантных парашютов, и изучение материальной части, и наземная отработка элементов прыжка на воздушно-десантном комплексе. Ведь абсолютно весь личный состав соединения должен совершать прыжки, начиная от командира и заканчивая механиками-водителями, инженерами и медиками.

Интересуюсь, что происходит в данный момент: десантники висят на тросах, дружно ведут счет времени, комментируют свои действия.

— Этот комплекс называется «стапели подвесных систем», — продолжает Вячеслав Яцеленко. — Здесь мы отрабатываем полностью все действия с момента отделения от самолета: просчет времени выдергивания звена ручного раскрытия, вступление в работу основного парашюта, разворот по ветру, подготовка к приземлению и само приземление. Подаются команды: «положение стабилизированного снижения принять», «к отсчету времени приступить». Отсчитываем 3 секунды, выдергиваем зону ручного раскрытия. Дальше «504, 505, купол» — основной парашют раскрывается. Осматриваемся в воздухе на предмет нахождения рядом своего товарища.

«501, 502, 503 — кольцо. 504, 505 — купол. Есть купол! Осматриваю купол», — уже в который раз хором повторяют десантники, получив команду и доводя действия в воздухе до автоматизма.

Чуть в стороне от стапелей подвесных систем находится полноразмерный макет вертолета Ми-8. Называется он «высотный тренажер». И хотя высота здесь в сотни раз меньше, чем при реальном прыжке, сделать шаг вперед у открытого люка и не забыть от волнения, что делать дальше непросто. Десантники пристегивают свои макеты парашютов к «каретке», которая скользит по тросу вниз. Так «пролетают» метров 100, успевая повторить действия от выдергивания кольца до приземления на ноги.

Вооружена бригада ВДВ основательно. Есть своя артиллерия — гаубицы и самоходки, минометные и противотанковые батареи. Имеются боевые машины десанта — БМД и боевые машины пехоты — БМП. Их вождение в этот день осваивали на полигоне. Старший техник роты Уссурийского отдельного гвардейского десантно-штурмового соединения ВДВ гвардии старший прапорщик Александр Меркель знает об этой технике, пожалуй, все.

 — Боевая машина пехоты, — рассказывает он, — предназначена для поражения живой силы противника, легкобронированных целей, а также для перевозки личного состава, десанта, который расположен в десантном отделении машины. Там может расположиться шесть человек. Сейчас у нас проходит вождение согласно расписанию занятий. Экипаж машины состоит из механика-водителя, наводчика-оператора и командира боевой машины. За механиком-водителем расположен старший стрелок. Вооружение машины — 30-мм автоматическая пушка 2А42 и пулемет 7,62-мм калибра. Он также предназначен для поражения живой силы противника и легкобронированных целей. Сегодня, согласно расписанию занятий, механики-водители сдают зачетные упражнения.  По маршруту протяженностью 5 километров преодолевают препятствия: минно-взрывные заграждения, остановка на подъеме-спуске, маневрирование между столбами, противотанковый ров и «еж». Вождение проходит в составе взвода и роты.

В День ВДВ технику и вооружение соединения продемонстрировали зрителям. В этот раз их было не так много. Этого требуют меры санитарной безопасности. Присутствовали лишь родные и близкие солдат и офицеров соединения. Они увидели строевые упражнения с карабинами СКС военнослужащих парадного расчета под командованием гвардии капитана Шамиля Адуева. Слаженно и четко солдаты выполняли повороты и движение с орудием, команды «на караул» и «к ноге», прохождение в колоннах и шеренгах, вращение карабинов. За «силовую» составляющую праздника отвечал разведывательный батальон, 90 % личного состава которого являются ветеранами боевых действий, часть из них имеют государственные награды. За высокие показатели в боевой подготовке по итогам прошлого года разведывательный батальон был награжден переходящим кубком как лучшее подразделение бригады. Десантники продемонстрировали приемы рукопашного боя, включая комплексы приемов без оружия, со штык-ножом и с оружием. А после показали тактический эпизод — захват объекта противника.

Наверняка после такой зрелищной программы немало молодых людей захотят присоединиться к десантному братству, чей девиз «Никто, кроме нас!».

Фото Л. Иванова