Морскому корпусу Петра Великого – 315 лет!

В Санкт-Петербурге начались праздничные мероприятия, посвященные 315-летней годовщины со дня образования Военно-морского института (Морского корпуса Петра Великого). Накануне состоялись торжественное собрание и праздничный концерт в стенах старейшего военного учебного заведения России, в которых принял участие начальник Главного штаба ВМФ вице-адмирал Андрей Воложинский.

Сегодня,  25 января, в день знаменательного события, руководству и курсантам училища будет предоставлена особая честь – возможность произвести полуденный выстрел из орудия, установленного на Нарышкином бастионе Петропавловской крепости. Также курсанты Морского корпуса возложат цветы и венки к захоронению его основателя Петра Первого в Петропавловском соборе, который является усыпальницей Российского Императорского Дома.

Военно-морской институт, как и все военно-морское образование в России, берет свое начало от Школы математических и навигацких наук (Навигацкой школы), основанной по Указу Петра I 14 января (25 января) 1701г. и первоначально размещавшейся в Москве, в Сухаревой (Сретенской) башне. Навигацкая школа стала первым в России высшим светским учебным заведением, фактически университетом, но всего при одном «факультете» (специализации), и выпускавшем своих питомцев без традиционной защиты диссертации. Навигацкая школа была рассчитана на 200 учащихся и готовила специалистов не только для флота, но и для армии, а также для гражданской государственной службы. Срок обучения, в зависимости от способностей и подготовки учеников, составлял от 4 до 13 лет.

Выпускники школы, «навигаторы», получали право на производство в офицеры флота, но только после длительного плавания на кораблях и успешной сдачи экзамена. Первый выпуск навигаторов состоялся в 1705 г. В 1711 г. в школе обучалось уже 500 учеников в возрасте от 15 до 33 лет. В экзаменовании кандидатов в офицеры принимал участие и сам Петр I.

1 октября 1715 г. в новой столице России Санкт-Петербурге на базе старших классов Навигацкой школы была основана Академия морской гвардии (Морская академия), чисто военное учебное заведение для подготовки офицеров флота. Морская академия первоначально размещалась в доме адмиралтейств-советника А. В. Кикина (у современной Дворцовой площади), а с 1743 г. – в бывшем дворце фельдмаршала Б. X. Миниха на Васильевском острове.

В 1716 г. для выпускников академии было учреждено воинское звание «гардемарин». После выпуска гардемарины зачислялись в гардемаринскую роту в Кронштадте. Летом гардемарины распределялись по кораблям, а зимой продолжали образование на берегу в составе гардемаринской роты. По результатам экзамена и при наличии свободных должностей на флоте гардемарины производились в чин мичмана.

Курс обучения в Морской академии ученики проходили, в зависимости от их подготовки, за 2-3 года, зато пребывание в гардемаринской роте нередко затягивалось и сверх положенных 7 лет.

Из-за сложности специального экзамена для получения офицерского чина, особенностей чинопроизводства на флоте морская служба не пользовалась особой популярностью среди дворянства, предпочитавшего гвардию и даже армию. Это обстоятельство, наряду со стремлением к единообразию в отборе и подготовке офицеров для армии и флота, послужило причиной реформы военно-морского образования.

15 декабря 1752 г. Навигацкая школа и гардемаринская рота были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус. Новое название подчеркивало комплектование учебного заведения исключительно лицами дворянского происхождения – принцип, который сохранялся до 1917 г. Штат корпуса предусматривал 360 человек (с 1783 г. — 600, фактически в 1791 г. — около 1000 человек).

В 1771 г., после большого пожара на Васильевском острове, уничтожившего здание корпуса (от бывшего дворца Б. X. Миниха остались одни капитальные стены), кадеты и гардемарины были переведены в Кронштадт. В Кронштадте, в Итальянском дворце, Морской шляхетный кадетский корпус размещался до 1798 г., когда вернулся по указу Павла I  в Санкт-Петербург.  Здание корпуса, перестроенное на набережной Васильевского острова в классическом стиле, включило и стены ранее сгоревшего дворца. Впоследствии основное здание было дополнено Столовым и Компасным залами, другими зданиями в квартале, ограниченном набережной, 11-й и 12-й линиями и Большим проспектом.

В этих сложных условиях положительную роль сыграла деятельность высокообразованного адмирала И. Ф. Крузенштерна, бывшего в 1811-1827 гг. инспектором классов, а в 1827-1842 гг. — директором Морского корпуса.

И. Ф. Крузенштерн привлек к преподаванию многих талантливых педагогов, расширил библиотеку (в 1827 г.- 8519 томов). При нем в корпусе были созданы музей и обсерватория, а в Столовом зале установлен бриг «Наварин» (модель в 1/2 натуральной величины) для обучения кадетов в зимнее время. По инициативе И. Ф. Крузенштерна 28 января 1827 г. при Морском кадетском корпусе открыли офицерский класс — для совершенствования образования офицеров. Офицерский класс (с 1862г. — Академический курс морских наук) в 1877 г. был реорганизован в Николаевскую морскую академию, которая в 1907 г. была выделена из состава Морского корпуса, став самостоятельным учебным заведением.

2 июня 1867 г. Морской кадетский корпус переименовали в «Морское училище». Согласно уставу училища, отнесенного к разряду высших учебных заведений, в него принимались юноши в возрасте 16 лет. Срок обучения составлял 4 года, штат училища сократился до 240 человек.

В 1891 г. Морское училище было вновь переименовано в «Морской кадетский корпус» с 6-летним сроком обучения в трех общих и трех специальных классах. Штат предусматривал обучение 320 кадетов и гардемарин. В 1898 г. он был увеличен до 600 человек, из которых 525 находились на полном государственном обеспечении, а 75 являлись так называемыми «своекоштными», или стипендиатами.

6 ноября 1914 г. Николай II назначил шефом корпуса своего сына – цесаревича Алексея Николаевича, и учебное заведение стало называться «Морской Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпус» (в 1916 г. «корпус» заменили на «училище»). С приходом к власти временного правительства в марте 1917 г. от этого названия осталось просто «Морское училище». Морское училище продолжало работу до марта 1918г., когда было расформировано в соответствии с Декретом о роспуске старого флота и создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота.

Вскоре стало очевидным, что «новому» флоту тоже не обойтись без командных кадров. Поэтому 15 сентября 1918 г. специальным приказом было объявлено о создании в Петрограде «Курсов командного состава флота» на 300 слушателей. Официальное открытие курсов состоялось 10 октября 1918 г. в помещении бывшего Морского училища, где сохранились материальная база и основной состав преподавателей. Таким образом, старейшее военно-морское учебное заведение страны после небольшого перерыва было воссоздано. 30 июня 1919 г. курсы были реорганизованы в «Училище командного состава флота» со сроком обучения 3,5 года.

22 октября 1922 г. Училище командного состава флота было преобразовано в «Военно-морское училище», которому 7 января 1926 г. присвоили имя М. В. Фрунзе. В 1926 г. для слушателей училища было введено воинское звание «курсант». Штатом предусматривалось обучение 825 курсантов и 75 слушателей параллельных классов. Окончившим старший специальный курс училища присваивалось звание «корабельный курсант». После стажировки на боевых кораблях и экзамена выпускники получали звание «командир Рабоче-Крестьянского Красного Флота» и должностную категорию К-3 или К-4, а с 1936 г. – персональное воинское звание «лейтенант», которое присваивается успешно окончившим и в настоящее время.

Роль Высшего военно-морского училища имени М В. Фрунзе в конце 30-х гг. в этом отношении была особенно велика, так как оно послужило прототипом и базой для создания военно-морских училищ в Севастополе, Баку, Владивостоке, а после Великой Отечественной войны и других, в том числе в Калининграде.

Авторитет профессии моряка и репутация Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе в стране были очень высокими. В 1940 г. на 300 вакантных мест поступило 3900 заявлений от абитуриентов. По штату 1940 г. в Высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе насчитывалось 435 военнослужащих постоянного состава (в том числе 280 старших и средних командиров-офицеров), 1850 курсантов, 150 слушателей параллельных классов, 500 человек вольнонаемного персонала.

В 1959 г. при сокращении флота количество курсантов уменьшилось до 640 человек, в последующие годы оно вновь возросло. Офицеров готовили три факультета: I — штурманский (с 1952 г.), II- гидрографический (вновь с 1969 г., в 1954-1960 гг. было отдельное училище, в 1960-1969 гг.- штурманско-гидрографический факультет), III — вооружения (с 1960 г. назывался факультетом противолодочного оружия, создан на базе существовавшего с 1952 г. минно-торпедного). В 1948-1951 гг. в училище работал инженерный минно-торпедный факультет, в 1952-1970 гг. — артиллерийский факультет и отдельный курс, в 1959-1969 гг. — факультет политсостава, а в разное время — различные курсы и заочное отделение.

Постановлением Правительства Российской Федерации в сентябре 1998 г. на базе объединенных Высшего военно-морского ордена Ленина Краснознаменного ордена Ушакова училища им. М.В.Фрунзе и Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола был сформирован военно-морской институт. 25 января 2001 года в связи с 300-летием военного образования в России Постановлением Правительства Российской Федерации институту было присвоено наименование «Морской корпус Петра Великого – Санкт-Петербургский военно-морской институт».

15 июля 2009г. (распоряжение Правительства Российской Федерации № 1951-р от 24.12.2008г.)  Санкт-Петербургский военно-морской институт – Морской корпус Петра Великого реорганизован и вошел в состав Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского флота «Военно-морская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова».

За долгие годы существования училища оно подготовило более 30 тысяч офицеров флота. Более тысячи воспитанников, гардемарин и курсантов погибли в боях за Родину. Сотни выпускников были удостоены высших боевых наград: ордена Святого Георгия, золотого оружия с надписью «За храбрость», ордена Святого Николая Чудотворца, ордена Красного Знамени и др. Только во время Великой Отечественной войны 52 питомца училища стали Героями Советского Союза, 750 человек — кавалерами орденов Ушакова и Нахимова.

В дореволюционный период Морской корпус (академия, училище) пользовался вниманием высшей государственной власти, особенно императоров Петра Великого, Павла I, Николая I и Николая II, и был отмечен многими пожалованиями и подарками. В советский период училище было награждено Почетным революционным Красным знаменем ЦИК Союза ССР (1936), орденами Ленина (1939) и Ушакова I степени (1951).

В мировую историю навсегда вписали свои фамилии такие именитые выпускники морского корпуса Петра Великого, как выдающиеся мореплаватели, национальные герои России, флагманы флота М.П. Лазарев, В.А.Корнилов, П.С. Нахимов, знаменитые художники В.В. Верещагин, А. П. Боголюбов, писатели К.М. Станюкович, В.И. Даль, Л.И. Соболев, ученые А.Н. Крылов, А.С. Шишков, Б.Б. Голицын, А.Н. Рыкачев,  композитор Н.А. Римский-Корсаков,  оперный певец Н.Н. Фигнер,  крупный промышленный предприниматель Н.И. Путилов,  авиаизобретатель А.Ф. Можайский.

2 3 4 5

В настоящее время руководящий состав вуза представляют начальник Военно-морского института контр-адмирал Соколов Владимир Николаевич, его заместитель капитан 1 ранга Мульгин Евгений Юрьевич, заместитель по учебной и научной работе капитан 1 ранга Нестерчук Александр Ананьевич, заместитель по работе с личным составом капитан 1 ранга Березюк Александр Петрович, заместитель по материально-техническому обеспечению капитан 2 ранга Кирей Олег Николаевич.

Организационно-штатная структура вуза включает 4 факультета:

— штурманско-гидрографический факультет;

— факультет вооружения;

— факультет средней военно-специальной подготовки;

— факультет переподготовки и повышения квалификации.

10 кафедр:

-кораблевождения,

-технических средств кораблевождения,

-навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения,

-минного, противоминного и противолодочного вооружения надводных кораблей,

-морского подводного вооружения подводных лодок,

-ракетного вооружения подводных лодок,

-организации повседневной деятельности, боевой подготовки и морской практики,

-гуманитарных и социально-экономических дисциплин,

-устройства и живучести корабля,

-иностранных языков,

Подготовка курсантов осуществляется в соответствии с основными профессиональными образовательными программами высшего образования по 6 военным специальностям:

— кораблевождение и эксплуатация морских средств навигации.

-применение и эксплуатация навигационно-гидрографических (океанографических) и гидрометеорологических средств.

-применение и эксплуатация минного и противоминного вооружения надводных кораблей.

-применение и эксплуатация морского подводного вооружения надводных кораблей и подводных лодок

— применение и эксплуатация баллистических ракет подводных лодок.

— применение и эксплуатация крылатых ракет подводных лодок.

В соответствии с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования курсанты обучаются по 4 военным специальностям:

-эксплуатация и ремонт технических средств навигации.

-эксплуатация и ремонт систем управления и стартового оборудования ракетного вооружения подводных лодок.

-эксплуатация и ремонт противолодочного торпедного и минного вооружения подводных лодок.

-эксплуатация и ремонт противолодочного торпедного и минного вооружения надводных кораблей.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий