Задолго до образования Древнерусского государства у славян сложилась форма управления в виде народного собрания — веча, на котором выбирался военачальник, определялись направления и маршруты походов, численность и состав войска.
С развитием феодальных отношений выделяется родоплеменная знать, объединявшаяся вокруг князей — военачальников с наследственной властью. Во главе первого Древнерусского государства встал князь, опиравшийся на дружину, которая на Руси была не только военной силой, но и принимала активное участие в управлении страной. При князьях для решения военных вопросов создавались «советы». Важное место в государственной иерархии занимали воеводы – предводители княжеских полков в военное время и наместники князя в подвластных ему городах в мирное время.
В ходе объединения русских земель вокруг Москвы совершенствовалась и военная организация Московского княжества.
Достаточно стройная система военного управления сложилась в ходе реформ Ивана IV Грозного. Общее руководство всеми вооруженными силами государства осуществлял царь, опираясь на Боярскую думу. Непосредственное руководство строительством и подготовкой вооруженных сил сосредоточилось в приказах (Стрелецком, Оружейном, Бронном, Пушкарском, Ямском и др.). Высшим органом военного управления с 1535 г. являлся Разрядный приказ – родоначальник созданного в будущем Военного министерства. Он ведал всеми ратными людьми государства, вел учет поместного войска, распределял его по полкам, осуществлял смотры и сбор войска, по указанию царя назначал главного воеводу и воевод полков, доводил до них план военных действий.
С образованием в XVII в. полков «нового строя» произошли изменения и в системе высшего военного управления. Появилась военно-территориальная система, а с ней и соответствующие органы управления – разряды.
Начало XVIII в. в России ознаменовалось крупномасштабными реформами. Завершение преобразования постоянного войска в регулярную армию потребовало создания единой централизованной системы военного управления. Были созданы 12 коллегий, в том числе Военная и Адмиралтейств-коллегия. Военная коллегия занималась всеми военными делами государства, определяла штаты полков, вела учет командного состава и представляла к присвоению офицерских чинов. Флотскими делами управляла Адмиралтейств-коллегия. Именно эти органы военного управления стали прообразом Военного министерства. Первым президентом Военной коллегии был назначен ближайший соратник Петра I генерал-фельдмаршал А.Д. Меншиков. Адмиралтейств-коллегию возглавил еще один сподвижник царя — генерал-адмирал Ф.М. Апраксин.
Благодаря активности Петра I и постоянному контролю за работой коллегий в первые годы они были довольно эффективны. Но после его смерти коллегии стали превращаться в бюрократические инстанции, часто тормозившие принятие необходимых военно-управленческих решений. Президенты коллегий постепенно утрачивали власть, а при дворе стали возникать новые органы управления (советы, комитеты и т.д.).
Недостаточная оперативность в решении вопросов управления вооруженными силами привела к созданию с восшествием на престол в 1762 г. Екатерины II специальной воинской комиссии с целью пересмотра всех существовавших штатов войск, преобразования военных учреждений и усовершенствования организационных основ русской армии. В 1763 г. по предложению этой комиссии был учрежден Генеральный штаб, руководство которым возглавил вице-президент Военной коллегии генерал-аншеф граф З.Г. Чернышев. По Положению 1772 г., представленном императрице генерал-майором Ф.В. Бауром, на Генеральный штаб были возложены задачи подготовки данных для боевой деятельности войск, изучения местности, организации движения и размещения войск, составления топографических карт для военных потребностей, военно-исторического журнала боевых действий. В 1774 г. Генеральный штаб был переименован в Департамент Генерального штаба, а в 1796 г. по указу Павла I упразднен. Вместо него создается Свита Его Императорского Величества по квартирмейстерской части, подчиненная непосредственно царю.
Военное ведомство Российской Империи
В XIX век Россия вступала как одно из наиболее могущественных и влиятельных государств Европы. В немалой степени этому способствовала отлаженная военная организация. Вместе с тем численный рост вооруженных сил России, усложнение организации войск требовали более гибкого и оперативного управления ими. В ходе реформы системы государственного управления 8 (20) сентября 1802 г. в России создаются 8 министерств, в том числе Министерство военных сухопутных сил (с 1808 г. – Военное министерство). Оно объединило под своим началом все отрасли военного управления. Первым министром военных сухопутных сил России стал генерал от инфантерии С.К. Вязмитинов, который подчинялся лично императору Александру I.
Сергей Кузьмич Вязмитинов был не только военным руководителем, но и политическим деятелем государственного масштаба. Уйдя в отставку, он являлся членом Государственного совета, министром полиции, управляющим Санкт-Петербургом, затем руководил Комитетом министров.
Исполнительным органом Военного министерства по-прежнему продолжала оставаться Военная коллегия. В 1812 г. она была окончательно упразднена, а при министерстве учреждены Совет, общая и особенная канцелярии, 7 департаментов (инспекторский, артиллерийский, инженерный, провиантский, медицинский, комиссарский, аудиторский). В составе министерства также были созданы Военно-ученый комитет и Военно-топографическое депо.
В 1802 г. наряду с Министерством военных сухопутных сил было учреждено и Министерство морских сил (с 1815 г. — Морское министерство).
Создание Военного и Морского министерств явилось важнейшим этапным событием в истории реформирования системы центрального военного управления страны. На ключевые посты в Военном и Морском министерствах были назначены наиболее подготовленные, опытные, прекрасно зарекомендовавшие себя на военной службе люди. Они внесли значительный вклад в создание передовой на то время военной организации государства, доказавшей свою прочность в ходе Отечественной войны 1812 г. Разгром наполеоновской армии предопределил на целых полвека ведущую роль России в Европе.
В декабре 1815 г. управление военным ведомством было разделено на две части. В ведение начальника вновь созданного Главного штаба перешли все вопросы управления войсками, а возглавлявший Военное министерство военный министр руководил хозяйственной деятельностью и не имел в отличие от начальника Главного штаба права непосредственного доклада императору. «Раздвоение» системы центрального военного управления вносило изрядную путаницу и затрудняло решение многих вопросов по руководству вооруженными силами. Главный штаб Его Императорского Величества как таковой в прежнем виде был упразднен только в 1832 г. (название сохранено), а вскоре вошел в состав Военного министерства, получил новые функции и организационную структуру. Единство высшего военного управления было восстановлено, и оно сосредоточилось в руках военного министра (им в 1832 г. стал генерал от кавалерии и генерал-адъютант граф А.И. Чернышев, бывший с 1827 г. его управляющим).
Во многом благодаря усилиям А.И. Чернышева на смену кремневого оружия в армию пришло ударное, совершенствовались артиллерийские орудия, создавалась горная артиллерия. Была проведена работа по военно-статистическому описанию губерний, основаны 8 кадетских корпусов. Еще находясь на военной службе, генерал от кавалерии и генерал-адъютант граф А.И. Чернышев назначается председателем Государственного совета.
К середине XIX в. постоянно нараставшая крайняя централизация военного управления, строгая регламентация деятельности его низших звеньев, численный рост управленческого аппарата значительно осложнили систему управления войсками, переставшую соответствовать требованиям времени. Проблемы и недостатки, имевшиеся в русской армии, с особой остротой обнажились в ходе Крымской (Восточной) войны 1853—1856 гг. Поражение в Крымской войне выдвигало в качестве первоочередной задачи модернизацию армии. Инициатором и организатором остро назревших преобразований в военной области выступило Военное министерство во главе с Дмитрием Алексеевичем Милютиным.
Одним из важнейших звеньев реформ стало введение в России военно-окружной системы. В 1864 г. согласно «Положению о военных округах» вся территория страны была поделена на 15 военных округов. Военно-окружные управления представляли собой военные министерства в миниатюре, сочетавшие военно-административное руководство и войсковое управление.
Процесс реорганизации центрального военного управления длился с 1862 по 1868 г. 1 января 1869 г. был завершен с выходом «Положения о Военном министерстве». Права военного министра в соответствии с ним были значительно расширены. Возросло значение Военного совета. Пять его главных комитетов решали вопросы устройства армии, ее внутреннего управления, снаряжения, вооружения, подготовки офицерских кадров, законодательных актов. Департаменты Военного министерства были преобразованы в главные управления (их стало 7) с предоставлением их начальникам больших административных прав.
В 1863 г. Департамент Генерального штаба (так он стал называться с 1832 г.) преобразован в Главное управление Генерального штаба, превращавшееся в орган, охватывавший все основные вопросы руководства вооруженными силами в мирное и военное время. В 1865 г. Главное управление Генштаба и Инспекторский департамент были объединены в Главный штаб, ставший одним из управлений Военного министерства. При Главном штабе находились Военно-ученый комитет, Николаевская академия Генерального штаба, редакции газеты «Русский инвалид» и журнала «Военный сборник». Аппарат Военного министерства сократился на тысячу человек, а объем входящих и исходящих документов — в 2 раза.
1 января 1874 г. в России был утвержден Закон о всеобщей воинской повинности, что позволило создать массовую современную армию и иметь обученные резервы.
Победа русской армии над Турцией в войне 1877-1878 гг. подтвердила правильность курса реформ, проведенных в армии под руководством Д.А. Милютина. В 1898 г. ему было присвоено звание генерал-фельдмаршал.
Усиление внимания к вооруженным силам России в годы правления Александра II привело к качественному улучшению системы военного управления, значительному повышению уровня управленческой деятельности руководящих кадров, профессионализма командиров и начальников всех степеней.
Однако в конце XIX — начале XX вв. система военного управления стала постепенно отставать от требований современной войны, обрастая громоздким штатом со многими, в том числе и несвойственными функциями. После поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг., вскрывшей недостатки военного управленческого аппарата, в котором общество видело «корень всех наших бед и неудач», в 1905-1912 гг. были проведены военные реформы, в значительной степени подготовившие армию и флот к мировой войне и восстановившие их репутацию.
Для объединения деятельности сухопутного и морского ведомств и организации взаимодействия между ними и другими министерствами в июне 1905 г. создается Совет государственной обороны (СГО). В его состав вошли военный и морской министры, начальники Главного штаба и Главного морского штаба, генерал-инспекторы всех родов войск (оружия) и ряд командующих войсками военных округов. Под наблюдением СГО была разработана программа восстановления боеспособности вооруженных сил.
Для обновления и омоложения старшего командного состава при Совете в 1906 г. создается Высшая аттестационная комиссия, которая в обязательном порядке рассматривала всех кандидатов для назначения на руководящие должности от командира бригады и выше.
Введение в середине 1905 г. в состав СГО должностей генерал-инспекторов родов войск (оружия) не принесло практической пользы армии. Ими были либо великие князья, либо их приближенные. Они вмешивались в решения командиров всех степеней, зачастую не считаясь с их мнением и не согласовывая свои действия с Военным министерством.
В том же году Главное управление Генерального штаба выводится из состава Военного министерства. Вновь учреждается должность начальника Генерального штаба, подчинявшегося непосредственно императору Николаю II. Военное ведомство вновь оказалось расчлененным. Министр со своим аппаратом занимался административно-хозяйственными вопросами, а Главное управление Генерального штаба — подготовкой страны к войне в стратегическом отношении. Создалось многовластие, еще больше дезорганизовавшее и без того расстроенную после проигранной войны армию. Вновь стала очевидной необходимость кардинальных мер по реформированию военной организации государства.
Совет государственной обороны из-за острых разногласий с царем по вопросам дальнейшего военного строительства и последовавшей в 1908 г. отставки его руководителя утратил свое значение, а через год был упразднен. После этого власть военного министра значительно усилилась. Он стал руководить Высшей аттестационной комиссией, генерал-инспекторами. В конце 1908 г. в состав Военного министерства было возвращено и Главное управление Генштаба, начальник Генерального штаба перешел в подчинение министру и превратился в его ближайшего помощника по военно-оперативным вопросам. Таким образом, единство центрального военного управления было вновь восстановлено.
Под непосредственным руководством Военного министерства была введена новая организационно-штатная структура войск, проведена в определенной степени техническая модернизация армии, создан новый род войск — авиация, удалось добиться и некоторого сокращения расходов на оборону. Вместе с тем недооценка роли отечественной оборонной промышленности привела к тому, что довольно значительные поставки оружия, боевой техники и боеприпасов осуществлялись в армию из-за рубежа. Это явилось одной из причин неподготовленности России к Первой мировой войне.
С началом Первой мировой войны руководство действующей армией перешло к Ставке Верховного главнокомандующего и его штабу, Военное министерство занималось обеспечением нужд и потребностей фронта, начиная от снабжения продовольствием и кончая формированием новых частей и соединений.
Реорганизация органов военного управления активно проводилась и в ходе Первой мировой войны. В 1916 г. в Военном министерстве было образовано управление военно-воздушного флота, в 1917 г. — управление по заграничному снабжению. С 1915 г. для контроля за снабжением армии и флота и координации усилий различных ведомств было создано Особое совещание по обороне.
Неудачи русской армии на фронтах Первой мировой войны, революционные события, назревавшие в стране, привели к тому, что за три года, с июля 1915-го по октябрь 1917 г., у руля военного ведомства сменилось шесть руководителей.
ВЯЗМИТИНОВ Сергей Кузмич
Министр военных сухопутных сил России
(сентябрь 1802 — январь 1808)
АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич
Министр военных сухопутных сил России
(январь — июнь 1808),
Военный министр России
(январь 1808 — январь 1810)
БАРКЛАЙ де ТОЛЛИ Михаил Богданович
Военный министр России
(январь 1810 — август 1812)
ГОРЧАКОВ Алексей Иванович
Управляющий Военным министерством
(август 1812 — декабрь 1815)
КОНОВНИЦЫН Петр Петрович
Военный министр России
(декабрь 1815 — май 1819)
МЕЛЛЕР-ЗАКОМЕЛЬСКИЙ Петр Иванович
Военный министр России
(май 1819 — март 1823)
ТАТИЩЕВ Александр Иванович
Военный министр России
(март 1823 — август 1827)
ЧЕРНЫШЕВ Александр Иванович
Военный министр России
(август 1827 — август 1852)
ДОЛГОРУКОВ Василий Андреевич
Военный министр России
(август 1852 — апрель 1856)
СУХОЗАНЕТ Николай Онуфриевич
Военный министр России
(апрель 1856 — ноябрь 1861)
МИЛЮТИН Дмитрий Алексеевич
Военный министр России
(ноябрь 1861 — май 1881)
ВАННОВСКИЙ Петр Семенович
Военный министр России
(май 1881 — январь 1898)
КУРОПАТКИН Алексей Николаевич
Военный министр России
(январь 1898 — февраль 1904)
САХАРОВ Виктор Викторович
Военный министр России
(февраль 1904 — июнь 1905)
РЕДИГЕР Александр Федорович
Военный министр России
(июнь 1905 — март 1909)
СУХОМЛИНОВ Владимир Александрович
Военный министр России
(март 1909 — июнь 1915)
ПОЛИВАНОВ Алексей Андреевич
Военный министр России
(июнь 1915 — март 1916)
ШУВАЕВ Дмитрий Савельевич
Военный министр России
(март 1916 — январь 1917)
БЕЛЯЕВ Михаил Алексеевич
Военный министр России
(январь 1917 — март 1917)
ГУЧКОВ Александр Иванович
Военный и морской министр Временного правительства
(март 1917 — май 1917)
КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович
Военный и морской министр Временного правительства
(май 1917 — август 1917)
Военное ведомство Советского государства
В результате Октябрьской революции к концу 1917 г. старая русская армия прекратила свое существование. Создание новой армии явилось для большевиков, пришедших к власти, первой и наиглавнейшей задачей. Этого требовала внешняя и внутренняя политическая обстановка в стране. Сохранить советскую власть и остановить международную интервенцию добровольческие красногвардейские отряды были не в состоянии. Как показали первые месяцы Гражданской войны, не давало положительных результатов и «всеобщее вооружение народа». В связи с упразднением старых звеньев центрального военного управления необходимо было создавать совершенно новую систему руководства армией и флотом. В этих условиях ощущалась острая нехватка командных кадров, сказывалось отсутствие в руководстве страны опыта военного строительства.
Управление создаваемыми вооруженными силами налаживалось постепенно, зачастую стихийно, отличалось многоступенчатостью, часто менялись названия и функции руководящих органов. В конце ноября 1917 г. был образован Наркомат по военным делам во главе с Коллегией (его предшественником являлся Комитет по военным и морским делам, затем Совет народных комиссаров (СНК) по военным и морским делам). Уже в феврале 1918 г. он был разделен на два наркомата — по военным и по морским делам. К этому времени существовавшие ранее Военное и Морское министерства были расформированы.
Общее руководство обороной страны и Вооруженными силами Республики с ноября 1918 г. осуществлял Совет Рабочей и Крестьянской обороны (с 1923 г. — Совет Труда и Обороны), созданный по аналогии с Советом государственной обороны 1905-1909 гг., который через Реввоенсовет (РВС) объединял деятельность двух наркоматов: по военным и по морским делам, разрабатывал и проводил в жизнь планы обороны страны, руководил строительством армии и флота и военными действиями через Главкома ВС, РВС фронтов и армий.
Частая смена высших военных руководителей была характерна для периода формирования органов военного управления новой армии. Полевой штаб РВС Республики разрабатывал стратегические планы, осуществлял сбор и обработку разведывательной информации и обеспечивал управление войсками. После упразднения в мае 1918 г. Генерального штаба старой русской армии был создан Всероссийский Главный штаб, который занимался организацией, мобилизацией, комплектованием и пополнением армии, подготовкой командных кадров.
Структура управления вооруженными силами в этот период отличалась громоздкостью и неповоротливостью. Многие органы дублировали друг друга, а численность аппарата достигла 11 тыс. сотрудников и 9 тыс. человек обслуживающего персонала, тогда как в Военном министерстве Императорской армии в 1914 г. работало всего около 3,5 тыс. человек.
Вместе с тем новые органы военного управления сыграли значительную роль в победе советской власти и укреплении рабоче-крестьянского государства.
После окончания Гражданской войны и образования Союза ССР существовавшие раздельно наркоматы в июле 1923 г. были объединены в общесоюзный Наркомат по военным и морским делам. Нарком являлся одновременно председателем Реввоенсовета СССР. В ноябре было утверждено первое Положение о Наркомате, определившее его функции, задачи и организационную структуру.
Первым народным комиссаром по военным делам в советском правительстве стал Н.И. Подвойский. С 1918 по 1925 г. во главе военного ведомства находился Л.Д. Троцкий (Бронштейн). Несмотря на отсутствие военного образования, обладая высокими организаторскими способностями, он достаточно быстро навел порядок в войсках и заложил основы для проведения военных реформ, продолженных при его преемнике М.В. Фрунзе.
В ходе военных реформ 1920-х гг. центральный аппарат управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) подвергался неоднократной реорганизации. Централизация управления привела к слиянию в 1921 г. Всероссийского Главного штаба и Полевого штаба в Штаб РККА. Он являлся исполнительным органом РВС Республики и подчинялся Главкому, а через него — наркому по военным и морским делам. В составе штаба в 2 раза было сокращено число отделов и управлений, упорядочена их работа и уточнены функции.
Руководивший комиссией по подготовке и проведению военной реформы М.В. Фрунзе подчеркивал, что «этот оперативный штаб должен стать не только мозгом Красной Армии, – он должен стать военным мозгом для всего нашего Советского государства».
Под непосредственным руководством и при личном участии наркома М.В. Фрунзе создавались военно-научные общества, журналы «Военная наука и революция», «Красная Армия», «Война и революция», менялись стиль и методы работы центрального аппарата, прекратилась кадровая чехарда, была ликвидирована достигшая небывалых размеров система отчетности нижестоящих органов военного управления перед вышестоящими, сделаны первые шаги по техническому перевооружению армии.
Однако, начиная со второй половины 1920-х гг., на командный состав армии и флота обрушилась волна репрессий. Поиск классовых врагов, скрытых вредителей, японско-немецких шпионов и диверсантов, троцкистско-зиновьевских предателей нанес непоправимый вред всей системе высшего военного управления СССР.
Дальнейшее развитие системы военного управления осуществлялось в преддверии новой мировой войны, в условиях строительства массовой армии и введения всеобщей воинской обязанности.
Был упразднен существовавший со времен Гражданской войны Совет Труда и Обороны, вместо которого при СНК СССР образован Комитет по военным и морским делам – коллегиальный орган, объединявший и координировавший деятельность по укреплению обороны страны, строительству вооруженных сил.
В 1934 г. был упразднен РВС СССР, а Наркомат по военным и морским делам был преобразован в Наркомат обороны (НКО) СССР, при котором создан Военный совет совещательного характера. С 1938 г. начал действовать Главный военный совет РККА, к которому в 1940 г. перешли роль и функции Военного совета. Он рассматривал основные вопросы строительства и организации Сухопутных войск и Военно-воздушных сил, устройства и обучения личного состава, разработки новых образцов вооружения и техники. В 1937 г. был создан самостоятельный Наркомат ВМФ.
Важное значение имело преобразование в 1935 г. Штаба РККА в Генеральный штаб в составе Наркомата обороны, повысившее эффективность работы всего центрального аппарата. При Наркомате обороны были образованы инспекции пехоты, кавалерии, артиллерии, ВВС, автобронетанковых войск, войск связи и инженерных войск. Создавались новые органы: управление военно-технического снабжения, управление начальника снабжений РККА (Главное интендантское управление).
По мере развертывания родов войск и усложнения решаемых ими задач их управления укрупнялись и реорганизовывались в главные, были сформированы управления военного строительства Красной Армии и воздушно-десантных войск. Для осуществления мероприятий, связанных с подготовкой допризывных и призывных контингентов, проведением очередных призывов, учетом и обучением военнообязанных запаса, НКО СССР имел в союзных и автономных республиках, областях, городах и районах органы местного военного управления (военные комиссариаты), подчиненные военным советам округов. При СНК союзных республик продолжали оставаться уполномоченные НКО СССР.
Принятые меры способствовали совершенствованию управления Вооруженными Силами. Под руководством наркома обороны К.Е. Ворошилова была проведена значительная работа по строительству Вооруженных Сил, их техническому перевооружению, подготовке кадров, обучению и воспитанию войск. Однако непрерывные кадровые изменения в условиях репрессий командно-начальствующего состава нанесли значительный урон, в первую очередь звену высшего и старшего военного руководства.
Наиболее существенные вопросы перестройки органов военного руководства решались уже в ходе Великой Отечественной войны и очень дорогой ценой. «Война — самая суровая проверка умения управлять войсками», — подчеркивал в своих воспоминаниях маршал А.М. Василевский. Эту проверку предстояло выдержать.
С началом Великой Отечественной войны система военного руководства срочно приспосабливалась к новым условиям. Решением Политбюро ЦК ВКП(б) 23 июня 1941 г. была создана Ставка Главного Командования, с 10 июля — Ставка Верховного Командования, а с 8 августа – Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК), которая подчинялась Государственному Комитету Обороны (ГКО) СССР. Председателем ГКО, наркомом обороны (с 19 июля 1941 г.) и Верховным Главнокомандующим ВС СССР (с 8 августа 1941 г.) стал И.В. Сталин.
Основным рабочим органом Ставки по стратегическому планированию и руководству армией и флотом стал Генеральный штаб. На Генеральный штаб возлагались задачи по сбору и анализу данных об обстановке на фронтах, подготовке выводов и предложений Ставке ВГК, разработке планов кампаний и стратегических операций, организации стратегического взаимодействия видов ВС и фронтов, доведению до войск решений, приказов и директив Верховного Главнокомандующего, контролю их выполнения, руководству военной разведкой, организации оперативных перевозок войск, контролю за формированием и направлением на фронт резервов.
В войска для оказания помощи штабам объединений и соединений (до дивизии включительно) и обеспечения центра объективной информацией направлялись офицеры * представители Генерального штаба. Для обобщения боевого опыта был создан отдел (с 1944 г. — управление) по использованию опыта войны.
Другими рабочими органами Ставки стали наркоматы (обороны и Военно-морского флота).
Управления НКО решали задачи организационно-административного характера, занимаясь вопросами развития, строительства и подготовки Вооруженных Сил, их обеспечения, комплектования, оснащения необходимыми техническими средствами, подготовки к выполнению задач по боевому предназначению. Народный комиссариат ВМФ осуществлял руководство флотом, подчиняясь Ставке ВГК и координируя работу с Генеральным штабом РККА.
При Ставке ВГК в мае 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения и местные штабы для организации и управления партизанской борьбой. Для координации действий фронтов создаются главные командования стратегических направлений (Северо-Западного, Западного, Северо-Кавказского и Юго-Западного, упразднены в 1942 г.). Для тылового обеспечения создано Управление Тыла Красной Армии. Развивалась и совершенствовалась структура управления родами войск, многократно возросли роль и значение штабов в достижении непрерывного управления войсками.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны система военного руководства была строго централизованной. Высшая военная и гражданская власть были сосредоточены в руках единого органа, сложилась жизнеспособная структура управления Вооруженными Силами от Главнокомандующего к Ставке и от нее к Генеральному штабу, наркоматам обороны и ВМФ. В войсках действовала отлаженная годами система: командир — штаб во всех звеньях (до батальона включительно). Во многом совершенство сложившейся организации, талант военачальников, самоотверженность и героизм командного корпуса способствовали победе советского народа над врагом.
После окончания войны были упразднены все чрезвычайные органы военного управления: Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования. Единым органом руководства армией, авиацией и флотом стал Наркомат Вооруженных Сил СССР, созданный в результате объединения в феврале 1946 г. наркоматов обороны и ВМФ (с марта — Министерство Вооруженных Сил СССР). В состав Наркомата вошел и Генеральный штаб, ставший его ведущим органом управления.
В феврале 1950 г. Министерство Вооруженных Сил СССР вновь было разделено на Военное министерство СССР и Военно-морское министерство СССР. Генеральный штаб ВС СССР преобразован в Генеральный штаб Советской Армии (СА), тогда же по его образцу создан Морской Генеральный штаб. Однако от подобной децентрализации высшего военного управления советское правительство отказалось уже в марте 1953 г., создав единое Министерство обороны СССР. Генеральный штаб Советской Армии в сентябре 1955 г. был преобразован в Генеральный штаб ВС СССР, в состав которого вошел и Морской Генеральный штаб.
В это время система военного управления Советского государства окончательно сформировалась и включала в себя следующие основные элементы. Высшее руководство обороной страны и Вооруженными Силами осуществляли ЦК КПСС и высшие органы государственной власти — Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР. Непосредственное руководство ВС СССР (кроме Пограничных и внутренних войск) осуществлялось Министерством обороны СССР во главе с министром обороны. Виды Вооруженных Сил подчинялись главнокомандующим, являвшимся заместителями министра обороны.
Руководство Вооруженными Силами СССР Министерство обороны осуществляло через Генеральный штаб, главные штабы видов Вооруженных Сил, Штаб Тыла, Штаб гражданской обороны, главные и центральные управления министерства.
Руководство партийно-политической работой осуществлялось ЦК КПСС через Главное политическое управление СА и ВМФ, работавшее на правах отдела ЦК партии.
В послевоенный период высший орган военного управления играл ведущую роль в оснащении Вооруженных Сил ракетно-ядерным оружием, внедрении современных видов обычных вооружений, создании и развитии новых видов ВС и родов войск. Коренные изменения произошли в структуре боевого состава, вооружении и дислокации Вооруженных Сил и их группировок на различных направлениях, организационной структуре входящих в их состав объединений и соединений. Значительно были повышены боевые потенциалы союзных армий по Организации Варшавского Договора (ОВД) и уровень их взаимодействия с советскими группами войск и приграничными военными округами. В конечном итоге было достигнуто военно-стратегическое равновесие (паритет) как в стратегических ядерных силах, так и в обычных вооружениях, между СССР и США, ОВД и НАТО. За всем этим стояла напряженная ежедневная работа руководителей и рядовых сотрудников Министерства обороны и Генерального штаба.
Министерством обороны в разное время руководили талантливые, яркие личности, которые своим примером, ответственным отношением к делу, блестящими организаторскими способностями поднимали на новый уровень не только работу самого военного ведомства, но и в целом обороноспособность страны.
Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, возглавлял Министерство обороны СССР в 1955-1957 гг. Народный герой Великой Отечественной войны умело применял богатый боевой опыт при обучении войск в условиях переоснащения их новыми средствами вооруженной борьбы, в первую очередь, ядерным оружием.
Маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов во главе военного ведомства (1976-1984) внес огромный вклад в создание и освоение современных образцов вооружения, развитие ракетной техники, повышение боевой мощи видов Вооруженных Сил СССР и родов войск, усиление политической и морально-психологической закалки личного состава армии и флота.
Значительный вклад в укрепление обороноспособности страны внесли возглавлявшие Министерство обороны Маршалы Советского Союза А.М. Василевский (1949-1953), Р.Я. Малиновский (1957-1967), А.А. Гречко (1967-1976). Через судьбы этих и других руководителей военного ведомства можно проследить историю наших Вооруженных Сил, да и всего государства.
ВЕРХОВСКИЙ Александр Иванович
Военный министр Временного правительства
(август 1917 — октябрь 1917)
ПОДВОЙСКИЙ Николай Ильич
Народный комиссар по военным делам
(ноябрь 1917 — март 1918)
ТРОЦКИЙ (БРОНШТЕЙН) Лев Давидович
Народный комиссар по военным делам (март 1918 — январь 1925),
народный комиссар по военным и морским делам (апрель 1918 — январь 1925)
ФРУНЗЕ Михаил Васильевич
Народный комиссар по военным и морским делам
(январь 1925 — октябрь 1925)
ВОРОШИЛОВ Климент Ефремович
Народный комиссар по военным и морским делам
(ноябрь 1925 — июнь 1934), народный комиссар обороны СССР (июнь 1934 — май 1940)
ТИМОШЕНКО Семен Константинович
Народный комиссар обороны СССР
(май 1940 — июль 1941)
СТАЛИН (ДЖУГАШВИЛИ) Иосиф Виссарионович
Народный комиссар обороны СССР (июль 1941 — февраль 1946),
Народный комиссар Вооруженных Сил СССР (февраль 1946 — март 1946),
Министр Вооружённых Сил СССР (март 1946 — март 1947)
БУЛГАНИН Николай Александрович
Министр Вооруженных Сил СССР (март 1947 — март 1949),
Военный министр СССР (март 1953),
Министр обороны СССР (март 1953 — февраль 1955)
ВАСИЛЕВСКИЙ Александр Михайлович
Министр Вооруженных Сил СССР (март 1949 — февраль 1950),
Военный министр СССР (февраль 1950 — март 1953)
ЖУКОВ Георгий Константинович
Министр обороны СССР (февраль 1955 — октябрь 1957)
МАЛИНОВСКИЙ Родион Яковлевич
Министр обороны СССР (октябрь 1957 — март 1967)
ГРЕЧКО Андрей Антонович
Министр обороны СССР (апрель 1967 — апрель 1976)
УСТИНОВ Дмитрий Федорович
Министр обороны СССР (апрель 1976 — декабрь 1984)
СОКОЛОВ Сергей Леонидович
Министр обороны СССР (декабрь 1984 — май 1987)
ЯЗОВ Дмитрий Тимофеевич
Министр обороны СССР (май 1987 — август 1991)
Министерство обороны Российской Федерации
В связи с распадом СССР и в соответствии с Соглашением глав государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в декабре 1991 г. было образовано Главное командование Вооруженных Сил СНГ (с 1992 г. — Главное командование Объединенных Вооруженных Сил СНГ, с 1993 г. — Штаб по координации военного сотрудничества государств — участников СНГ).
16 марта 1992 г. на базе Министерства обороны СССР Указом Президента Российской Федерации создано Министерство обороны Российской Федерации, являющееся сегодня его правопреемником «в отношении объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций Советской Армии и Военно-Морского Флота бывшего СССР, дислоцированных по состоянию на 7 мая 1992 г. на территории Российской Федерации, либо взятых под юрисдикцию Российской Федерации на территории других государств, а также расформированных Российской Федерацией».
Основные усилия Министерства обороны Российской Федерации в начале его деятельности были сосредоточены на «инвентаризации» наследия Вооруженных Сил СССР, организации вывода войск из Восточной Европы и бывших республик Советского Союза, размещении и обустройстве их на территории Российской Федерации с учетом создания группировок войск (сил) на стратегических направлениях. Параллельно осуществлялось восстановление нарушенной системы управления Вооруженными Силами, приведение ее в соответствие с новой структурой, боевым составом, численностью и объемом решаемых задач.
В основу реформирования Вооруженных Сил в тот период были положены следующие требования: повышение качественных характеристик армии и флота; соответствие армии и флота требованиям обеспечения военной безопасности страны; пропорциональное развитие всех видов ВС и родов войск, наступательных и оборонительных вооружений; упразднение громоздких организационных структур, их рациональная перестройка с учетом характера возможных военных столкновений.
Из состава Вооруженных Сил были выведены Пограничные, внутренние и Железнодорожные войска, войска гражданской обороны, правительственной связи, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования.
Крупной реорганизации подверглись силы общего назначения. В Сухопутных войсках резко сократилось количество общевойсковых и танковых армий, вместо них стали создаваться армейские корпуса. Значительное количество мотострелковых и танковых дивизий было переформировано в мотострелковые бригады.
Произошла крупная реорганизация в ВВС. Армейская авиация была передана в Сухопутные войска в качестве одного из родов войск, упразднены воздушные армии фронтового назначения, созданы ВВС резерва, перестроен авиационный тыл.
В Войсках противовоздушной обороны (ПВО) образованы новые зоны и районы ПВО, перестроены группировки радиотехнических и зенитных ракетных войск на наиболее опасных направлениях.
Была упрощена организационная структура ВМФ. Ряд флотилий и эскадр флота расформирован. Пересмотрен состав сил постоянной готовности. На новую организацию переведены береговые войска. Реорганизована система боевой службы.
С мая 1997-го по 2000 г. в Вооруженных Силах РФ продолжались выработка важнейших направлений формирования их будущего облика, создание нормативно-правовой базы военного строительства.
В соответствии с разработанной нормативно-правовой базой получили дальнейшее развитие с учетом договорных ограничений стратегические ядерные силы. В состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) были включены войска ракетно-космической обороны (с выводом их из состава Войск ПВО) и Военно-космические силы.
Существенным преобразованиям подверглись силы общего назначения. Сухопутные войска претерпели наибольшее сокращение личного состава. Был взят курс на формирование соединений и частей постоянной готовности, способных немедленно приступить к выполнению боевых задач. Крупные группировки на западе и востоке страны были переданы в состав Балтийского и Тихоокеанского флотов.
Одним из главных итогов реформирования Вооруженных Сил стало объединение в 1998 г. ВВС и Войск ПВО в один вид вооруженных сил — ВВС. В результате Вооруженные Силы были переведены на четырехвидовую структуру.
На каждом из стратегических направлений были созданы принципиально новые объединения ВВС — армии ВВС и ПВО. В их состав кроме ударной, разведывательной, военно-транспортной и специальной авиации вошли истребительная авиация ПВО, зенитные ракетные и радиотехнические войска.
В ВМФ в целях повышения устойчивости управления войсками (силами) в обособленных районах России в состав Балтийского флота была включена группировка Сухопутных войск, дислоцированная в Калининградской области, а также сформирована единая группировка войск и сил на северо-востоке страны.
Велась системная, целенаправленная работа по переходу на новую организационно-штатную структуру ВМФ. Были созданы уникальные объединения ВМФ на Балтийском и Тихоокеанском флотах, включающие в себя морские силы, сухопутные и береговые войска, авиацию и ПВО.
Забайкальский и Сибирский военные округа были объединены в один Сибирский военный округ. Военные округа получили статус оперативно-стратегических командований.
В целом в результате оптимизации боевого состава видов Вооруженных Сил и родов войск, систем обеспечения и органов военного управления было сокращено количество объединений, соединений и воинских частей, обеспечен выход на установленный уровень штатной численности Вооруженных Сил РФ. Параллельно было начато формирование элементов территориальных систем тылового и технического обеспечения, общих для ВС РФ, других войск и воинских формирований, а также преобразование системы подготовки кадров и военного образования.
В 2001 г. начался новый этап реформирования ВС РФ. Он характеризовался как период оптимизации Вооруженных Сил, постепенного становления их нового облика.
Одним из основных направлений реформирования ВС РФ явилось дальнейшее совершенствование их структуры. РВСН как вид ВС в 2001 г. были преобразованы в два самостоятельных рода войск – РВСН и Космические войска. Тем самым Вооруженные Силы были переведены на трехвидовую структуру: Сухопутные войска, ВВС и ВМФ, которая в большей степени соответствует характеру вооруженной борьбы в трех основных сферах — на суше, в воздухе и на море — и позволяет повысить эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов вооруженных сил и удешевить систему управления войсками.
В 2001 г. было воссоздано Главное командование Сухопутных войск, что позволило добиться централизации руководства этим видом ВС, его строительством, обеспечить проведение единой кадровой, военно-технической и военно-научной политики.
С марта 2001-го по февраль 2007 г. Министерство обороны Российской Федерации возглавлял Сергей Борисович Иванов.
В этот период были проведены глубокие структурные изменения в Вооруженных Силах и других войсках, частичный перевод их на комплектование только военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, с созданием системы подготовки обученных резервистов, что позволило в 2008 г. сократить срок службы по призыву до одного года.
Осуществлены ликвидация кадрированных частей и соединений и формирование на контрактной основе частей постоянной готовности.
Большое внимание было уделено формированию единой системы подготовки военных кадров и комплектования ими Вооруженных Сил и других войск, а также реорганизации военно-промышленного комплекса, обеспечивающего выпуск в необходимом количестве современных вооружений и военной техники для нужд обороны России и ее союзников.
В соответствии с задачами обеспечения военной безопасности были пересмотрены оперативные функции Вооруженных Сил и других силовых ведомств с тем, чтобы исключить их дублирование и обеспечить более эффективную координацию их деятельности.
Была установлена единая система военно-административного деления территории Российской Федерации с целью позволить силовым ведомствам наиболее полно использовать военную инфраструктуру страны и избежать распыления сил.
Минобороны получило исключительное право заказа военной техники и вооружений, в том числе и для других силовых структур, а также руководящие функции в отношении системы тылового обеспечения силового блока.
Была принята на вооружение новая межконтинентальная ракета «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования.
15 февраля 2007 г. Министром обороны Российской Федерации был назначен Анатолий Эдуардович Сердюков. С его именем связан запуск кардинальной реформы Вооруженных Сил России, придание им «нового облика». Катализатором, ускорившим принятие решения о реформе, стал военный конфликт с Грузией в августе 2008 г. Опыт участия российских Вооруженных Сил в конфликте выявил массу проблем, связанных как с недостатками системы управления войсками, так и с устаревшими вооружением, снаряжением и средствами связи. Официально о начале реформы было объявлено 14 октября 2008 г. Изменения коснулись всех основных элементов Вооруженных Сил.
Так, вместо шести военных округов были сформированы четыре военных округа и четыре объединенных стратегических командования, в подчинение которых были переданы основные группировки всех видов Вооруженных Сил и родов войск.
Проведены реорганизация и сокращение органов центрального военного управления со значительным сокращением роли командований видами Вооруженных Сил и родами войск. Существенно сокращена численность Вооруженных Сил, в том числе численность офицерских должностей.
Реформирована система военного образования, заключающаяся в укрупнении и трансформации 65 военно-учебных заведений в десять системных военных вузов. Созданы военные учебно-научные центры, реализующие образовательные программы различных уровней, профилей и специальностей.
Осуществлены перевод Сухопутных войск на бригадную основу с упразднением дивизионного и полкового звена и превращение всех соединений в силы постоянной готовности.
Проведена реорганизация Военно-воздушных сил и ПВО с упразднением армий, корпусов, дивизий и авиационных полков и переход на систему авиационных баз и бригад воздушно-космической обороны.
Все системы обеспечения и обслуживания Вооруженных Сил России переведены на аутсорсинг (обслуживание гражданскими организациями).
Запущена программа перевооружения, предусматривающая оснащение Вооруженных Сил новейшими образцами вооружения и военной техники, в том числе военного производства.
В настоящее время Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства России функции в этой области. Руководство деятельностью Министерства обороны осуществляет Президент Российской Федерации.
Министерство обороны выполняет задачи по выработке и проведению государственной политики в области обороны; нормативно-правовому регулированию в области обороны; нормативно-правовому регулированию деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координации деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координации строительства войск и воинских формирований; координации и контролю деятельности подведомственных Минобороны органов исполнительной власти; организации применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации; поддержанию в необходимой готовности Вооруженных Сил; осуществлению мероприятий по строительству Вооруженных Сил; обеспечению социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей; выработке и реализации государственной политики в области международного военного и военно-технического сотрудничества.
Министерство обороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Оно состоит из Генерального штаба, главных и центральных управлений и ряда других подразделений.
В состав Минобороны России входят главные командования видов Вооруженных Сил (Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-Морского Флота), командования родов войск ВС (Ракетных войск стратегического назначения, Войск Воздушно-космической обороны, Воздушно-десантных войск), управление Тыла ВС, а также другие органы управления.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления ВС РФ, координирующим деятельность и организующим взаимодействие ВС РФ и других войск по выполнению задач в области обороны. Генеральный штаб всесторонне анализирует и оценивает складывающуюся военно-политическую обстановку, определяет тенденции развития средств ведения войны, способов их применения, организует подготовку ВС и проведение необходимых мероприятий по обеспечению их высокой боевой готовности к отражению любой агрессии и осуществляет управление в ходе ведения военных действий.
К основным структурным подразделениям Генерального штаба относятся: Главное оперативное управление, Главное разведывательное управление, Главное организационно-мобилизационное управление.
Главные командования видов Вооруженных Сил, командования родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляют разработку и реализацию планов строительства и применения видов (родов) войск Вооруженных Сил РФ, планируют и осуществляют оперативную и мобилизационную подготовку своих войск (сил), их техническое оснащение, подготовку кадров, обеспечивают управление войсками (силами) в повседневной деятельности, развивают систему базирования и инфраструктуры.
Главные и центральные управления Минобороны России предназначены для руководства определенными направлениями работы или отдельными службами в масштабе Вооруженных Сил. Эти управления подчиняются непосредственно Министру обороны или его заместителям и тесно взаимодействуют с Генштабом.
ШАПОШНИКОВ Евгений Иванович
Министр обороны СССР (август 1991 — декабрь 1991)
ЕЛЬЦИН Борис Николаевич
Министр обороны РФ (март 1992 — май 1992)
ГРАЧЕВ Павел Сергеевич
Министр обороны РФ (май 1992 — июнь 1996)
РОДИОНОВ Игорь Николаевич
Министр обороны РФ (июль 1996 — май 1997)
СЕРГЕЕВ Игорь Дмитриевич
Министр обороны РФ (май 1997 — март 2001)
ИВАНОВ Сергей Борисович
Министр обороны РФ (март 2001 — февраль 2007)
СЕРДЮКОВ Анатолий Эдуардович
Министр обороны РФ (15 февраля 2007 г. — 6 ноября 2012 г.)
Шойгу Сергей Кужугетович
Министр обороны РФ (7 ноября 2012 г. — 7 мая 2024 г.)
За всю свою многовековую историю Министерство обороны неоднократно меняло своё название, но неизменным всегда оставалось его назначение — обеспечение территориальной целостности и независимости страны, надежная защита государственных интересов.
Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации