ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №11 2022
Полковник в отставке А.М. БАРАБАНОВ,
кандидат военных наук
Полковник запаса П.В. ЖУКОВ
Артиллерия — не токмо грохот пушек, но и наука.
Петр I
ВООРУЖЕННЫЕ Силы Российской Федерации должны быть готовы к выполнению боевых задач во всем спектре возможных военных конфликтов. Характер и содержание современных войн, тенденции развития и вероятный облик войн будущего широко обсуждаются, в том числе на страницах журнала «Военная Мысль»1,2,3. Особый интерес представляют собой новые положения, непосредственно связанные с изменениями военной доктрины, теории военного искусства и основ строительства ВС РФ.
При всем различии оценок политической составляющей современных и будущих войн, взгляды ведущих стран (прежде всего двух супердержав — РФ и США) имеют много общего в военно-техническом плане. В XXI веке стратегическое ядерное оружие остается сдерживающим фактором, снижает вероятность возникновения крупномасштабных войн. Ставка делается на новые виды оружия, качественное превосходство и умелое применение новейших образцов вооружения и военной техники (ВВТ). Новыми сферами военных действий становятся космос и киберпространство, в локальных войнах возрастает роль Воздушно-космических сил (ВКС) и Военно-морского флота (ВМФ). Сухопутные войска (СВ) сохраняют главенство в «классических» войнах и играют важную роль в войнах «гибридных» и «асимметричных».
Актуальность статьи связана с требованием объективности суждений о будущем. Необходимо взвешенно оценивать и реалистично относиться к «устаревшему» опыту прошлых войн и «древним» родам войск.
Не следует переоценивать роль нового оружия, имеющего высокие тактико-технические характеристики. В прошлом ставку на сверхоружие делали не один раз, можно вспомнить пушку «Колоссаль», танк «Мышонок», ракету ФАУ-2 (Германия) и бомбу «Малыш» (США). На фоне новейших гиперзвуковых ракет, боевых роботов и беспилотников ВВТ, состоящие на вооружении армии, могут казаться устаревшими, но без них не обойтись. История свидетельствует, что во всех войнах наряду с новым применялось имеющееся, устаревшее и даже давно списанное оружие.
Победа в войне достигается совместными усилиями ВС и всей страны, успех операций обеспечивается согласованными действиями видов и родов войск. При этом ни авиация, ни флот, ни высокоточное обычное и нестратегическое ядерное оружие самостоятельно не определяют достижение конечных целей. Цели боя, сражения и операции связаны с территорией, овладеть которой и удержать которую способны лишь общевойсковые формирования, усиленные танками и артиллерией.
Начало 20-х годов XXI века знаменуют три юбилея: 200-летие Михайловской военной артиллерийской академии (1820), 640-летие отечественной артиллерии (1382), 60-летие ракетных войск и артиллерии (1961). Общим праздником является 19 ноября — День артиллерии (с 1964 — День ракетных войск и артиллерии). В совокупности эти события подсказали область поиска темы статьи.
Выбор темы и ее актуальность обусловлены постановкой вопроса о взаимосвязи двух понятий — артиллерийская наука и боевое применение артиллерии. Оба термина широко известны и столь же широко толкуются, поскольку официального определения они не имеют. Необходимо уточнить сущность и содержание понятий, показать роль материальной и духовной составляющих науки. Таковыми составляющими являются материальная часть (ВВТ) и люди (конкретные личности), внесшие огромный вклад в развитие теории и практики рода войск.
Артиллерия — исторически третий, после пехоты и кавалерии, род войск, выделившийся в армиях средневековой Европы в XVI веке. На Руси его называли нарядом, а с XVIII века, «по-европейски» — артиллерией. Основу вооружения артиллерии составляют огневые средства — орудия и реактивные системы залпового огня (РСЗО). Главное назначение артиллерии — огневое поражение противника, а по отношению к своим мотострелковым и танковым войскам она является основным средством их поддержки в бою. В соответствии с предназначением артиллерийских формирований совершенствуются их вооружение, организация и боевое применение.
К началу Второй мировой войны артиллерия вошла в состав видов ВС и родов войск во всем многообразии: наземная, зенитная, береговая. После войны мощь орудий дополнили ракеты, сформировался качественно новый род войск — ракетные войска и артиллерия.
Предыстория артиллерийской науки теряется в веках. Издавна орудия изготовляли кустари и артели по своему разумению, передавали секреты производства по наследству, сами обслуживали орудия и вели стрельбу. При этом такие орудия при стрельбе нередко разрывались и поражали свой расчет. Стрельба с наведением в цель «на глазок» была малоэффективной.
На рубеже XVI—XVII веков зарождается артиллерийская наука. В XVII веке появились книги по устройству и применению артиллерии, главным образом это были переводы иностранных авторов. Первым отечественным научным трудом по артиллерии стал «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1621), автор — дьяк Посольского приказа Онисим Михайлов.
Становление российской артиллерийской науки связано с созданием Петром I регулярной армии. Особое значение царь-реформатор придавал артиллерии, и за годы его правления (1689—1725) русская артиллерия стала одной из лучших в Европе. Для профессиональной подготовки офицеров-артиллеристов в 1698 году учреждено первое специальное учебное заведение — школа при бомбардирской роте Преображенского полка.
В XVIII веке офицеров для артиллерии готовили различные учебные заведения, в основном кадетские корпуса. Имели артиллерийскую специализацию Артиллерийская и Инженерная школы в Санкт-Петербурге, объединенные в Шляхетский кадетский корпус (1762—1800). Артиллерия изучалась как по отечественным, так и по иностранным учебникам. Сравнение переводных и русских пособий показывает, что русские артиллеристы были хорошо знакомы с артиллерийской мыслью Западной Европы.
Усложнение военного дела и численный рост армии на рубеже XVIII—XIХ веков привели к пониманию необходимости расширения сети военно-учебных заведений, повышению уровня специального образования офицеров. По своему вооружению, организации и боевому применению артиллерия считалась техническим родом войск. К офицерам артиллерии стали предъявляться более высокие требования и по общему уровню образования и в отношении особых профессиональных качеств.
В целях подготовки кадров для артиллерии в Санкт-Петербурге 25 ноября (7 декабря) 1820 года открыто артиллерийское училище, включающее три юнкерских и два офицерских класса. С 1849 года оно стало именоваться Михайловским в честь основателя великого князя Михаила Павловича.
В 1855 году на базе офицерских классов создана Артиллерийская академия, по преемственности также названная Михайловской. В отличие от училища, она специализировалась на подготовке инженерных кадров для артиллерии. До конца века академия и училище были едины, а в 1899 году преобразованы в два отдельных учебных заведения, располагающихся на одной территории. Все выпускники академии и училища гордо именовались «михайловцами».
Двухсотлетняя история академии неотделима от событий, происходивших в России в эти годы. Не раз менялись профиль, статус, состав и место дислокации академии, но она всегда оставалась главной кузницей артиллерийских кадров и центром артиллерийской науки.
Михайловцев всех поколений отличали глубокие знания, высокие морально-боевые качества и общая культура. Тому способствовал сам уклад академии, где наряду с обучением и воспитанием важное место занимала научная работа.
Обратим внимание на термин «артиллерийская наука». Он мелькает в устной речи, встречается в печати и в официальных изданиях (энциклопедии, учебники), но до сих пор не имеет определения. Необходимо выяснить происхождение, уяснить сущность и раскрыть данное понятие. За исходную основу возьмем официальные источники — военные энциклопедии.
В общем смысле понятия науки артиллерийская наука — это система знаний об артиллерии. «Артиллерия: 1) род войск; 2) вид оружия (вооружения); 3) система научных знаний об устройстве, свойствах и способах боевого применения артиллерийских формирований и вооружения»4.
Заметим, что слова «артиллерия» и «наука» не являются синонимами. Вероятно, как и в более ранних изданиях Военной энциклопедии (1883, 1915, 1978 и др.), последнее значение подразумевает артиллерийскую науку. Рассмотрим более пространное определение.
«Артиллерия как система научных знаний изучает вопросы устройства, эксплуатации, проектирования и производства артиллерийского вооружения, боевые свойства, способы стрельбы и боевого применения. Главными разделами системы научных знаний по артиллерии являются: внутренняя и внешняя баллистика, основания устройства и проектирования, производство, ремонт, хранение и эксплуатация материальной части артиллерии, боевое применение артиллерии, теория стрельбы и управления огнем артиллерии, история артиллерии»5.
Обширный перечень предметов артиллерийской науки говорит о многообразии ее связей с другими науками. Военная наука XXI века включает теорию подготовки и ведения вооруженной борьбы и теорию сопредельных с ней наук. Теории видов ВС и родов войск раскрывают проблемы оперативно-тактического и военно-технического характера, связанные с их применением.
Со временем выделилась военная тематика невоенных наук, появились особые отрасли знаний и оформились сопредельные науки: военно-социальные, военно-специальные и военно-технические. Например, к последним из перечисленных относят теории военной кибернетики, баллистики, стрельбы, бомбометания6.
Таким образом, термин «артиллерийская наука» имеет два значения. В широком смысле это совокупность всех наук, непосредственно связанных с применением артиллерии. В узком значении она понимается как составная часть собственно военной науки. Объектом артиллерийской науки является артиллерия как род войск, а ее предмет включает изучение и разрешение проблем боевого применения артиллерии в бою и операции.
Рассмотрим широко применяемый термин «боевое применение артиллерии»7. Боевое применение артиллерии отражает характер ее взаимосвязей
с мотострелковыми и другими родами войск. Организатором боя и операции является общевойсковой командир (командующий). Именно он принимает решение и определяет общие, принципиальные вопросы задействования каждого рода войск в бою и операции, т. е. их боевого и оперативного применения. При этом общевойсковой командир опирается на знания и опыт специалистов — начальников родов войск и служб, в том числе начальника артиллерии.
Тогда, боевое применение артиллерии — это составная часть общевойскового оперативного искусства и тактики, охватывающая теорию и практику использования общевойсковыми командирами совокупных боевых возможностей рода войск по поражению противника для достижения цели операции или боя. Основу боевого применения артиллерии составляет ее распределение (создание группировки войск) и выбор форм и способов поражения противника. Теория боевого применения артиллерии — главный раздел артиллерийской науки, образно — хронометр, по которому сверяют часы.
Развитие артиллерии, артиллерийской науки и историю Михайловской артиллерийской академии (МАА) необходимо рассматривать как единый процесс. Основа периодизации — крупные события отечественной истории и качественно-количественные изменения ВВТ артиллерии.
В военно-политическом аспекте выделяют русскую, советскую (1918—1991) и российскую артиллерию. В военно-техническом отношении различают эпохи гладкоствольной артиллерии, нарезной скорострельной и этап реактивной артиллерии.
О крупных переменах в жизни академии говорят изменения ее наименования, которых было несколько: Артиллерийская академия РККА (март 1919); Военно-техническая академия РККА (1925); Артиллерийская академия имени Ф.Э. Дзержинского (1934).
В 1953 году военная артиллерийская инженерная академия (ВАИА) имени Ф.Э. Дзержинского стала вузом нового вида Вооруженных Сил страны — Ракетных войск стратегического назначения, ныне Военная академия РВСН имени Петра Великого (1997). Военная артиллерийская командная академия (ВАКА) продолжила готовить специалистов для Сухопутных войск, ее последующие названия: Военная артиллерийская академия имени М.И. Калинина (1960), Михайловская артиллерийская академия (1994), Военный артиллерийский университет (1998), Михайловская военная артиллерийская академия (2004).
Выпускники академии — командиры и ученые, инженеры и профессора внесли значительный вклад в повышение боевой мощи артиллерии и развитие артиллерийской науки.
Временные границы первого 100-летнего периода существования академии связаны с войнами. Созданию Артиллерийского училища предшествовала Отечественная война 1812 года и разгром наполеоновской империи. Переход Михайловской академии и училища из русской в Красную армию произошел на стыке времен — завершение Первой мировой и начало Гражданской войны в России. Разделила этот период на две части Крымская война (1853—1856).
Первая половина XIX века являлась периодом расцвета гладкоствольной артиллерии. Сложилась система вооружения, повысилась маневренность артиллерии, развивалась ее организация. Полковая артиллерия преобразовывается в легкую полевую, артиллерийские роты называются батареями. Каждая дивизия имела штатную артиллерийскую бригаду, включавшую батареи легкой и средней артиллерии. Основой боевого применения артиллерии стал принцип ее сосредоточения на главных направлениях, реализуемый не только размещением большого количества орудий на одной позиции, но и их маневром в ходе боя.
Новые положения необходимо было осмыслить и ввести в учебный процесс Артиллерийского училища. Для реализации имеющихся наработок требовался достойный преподаватель, которым стал Егор Христианович Вессель, считающийся основателем артиллерийской научной школы в России.
Е.Х. Вессель (1799—1853) — первый в России профессор по артиллерии, он оказался подлинной находкой для училища. Благодаря своим литературным талантам, образованности и педагогическому дару он вывел преподавание артиллерии на качественно новый уровень. По таким его трудам, как «Записки об артиллерийском искусстве» (1830) и «Начальные основания артиллерийского искусства» (1831) можно судить об уровне артиллерийских знаний того времени. В 1851 году им издан новый трактат «Артиллерия», где получили дальнейшее развитие положения по ее применению.
Педагогические и научные заслуги Е.Х. Весселя ежегодно отмечались благодарностью в приказах по артиллерийскому ведомству. По словам одного из видных организаторов учебного процесса и педагогов академии А.С. Платова, «Вессель был не только первым и лучшим профессором артиллерии своего времени, но остается и до сих пор (1870) первым между всеми, которые занимали впоследствии эту кафедру»8.
Заметной фигурой того времени был и другой преподаватель военных дисциплин — Н.В. Медем (1796—1870). Выпускник Михайловского артиллерийского училища (1822) стал одним из первых его преподавателей и вырос в крупного военного теоретика и педагога середины ХIХ века. Он не только основал курсы тактики и стратегии, но и разработал первые учебные пособия по тактике, которыми пользовались все военно-учебные заведения. Среди трудов Н.М. Медема находятся «Обозрение известнейших правил и систем стратегии» (1836), «Тактика» (1838), в которых он развивал передовые мысли о характере войн и военного искусства. В 1833 году Н.М. Медем назначен профессором военной истории и стратегии Военной академии (позднее Академия Генерального штаба). Его научные работы в 1836—1857 годах отмечены Демидовскими премиями9.
Крымская война (1853—1856) вскрыла крупные недостатки во всей военной системе государства. Среди главных причин поражения России выделялись кризис гладкоствольной артиллерии и слабая подготовка офицерского состава. Последовали крупные военные реформы, проведенные в 1860—1870-х годах.
Одним из важнейших направлений реформ являлось техническое перевооружение русской армии. В этом деле особенно рельефно проявилась роль Михайловской академии как центра артиллерийской инженерной мысли. Здесь преподавали различные учебные дисциплины, вели исследования и в целом укрепляли артиллерию светила российской науки. Ими были заложены научные основы проектирования и разработки вооружения и способы стрельбы нарезной артиллерии.
Всемирно признанный авторитет в области баллистики артиллерии той эпохи имели Николай Васильевич Маиевский и его талантливые ученики.
Н.В. Маиевский (1823—1892) — генерал от артиллерии, один из крупнейших ученых — специалистов по баллистике, профессор. В начале 1850-х годов заинтересовался методикой определения кривой давления пороховых газов в канале ствола и на качественно новом уровне решил эту задачу. Обобщенные в фундаментальном труде результаты исследований (1856) удостоены Михайловской премии. В середине 1860-х годов его труды «О влиянии вращения продолговатых снарядов…» произвели переворот в артиллерии и также удостоены Михайловской премии. Фундаментальный труд Н.В. Маиевского «Курс внешней баллистики», изданный в 1870 году, по полноте и глубине исследования превзошел все имевшиеся к тому времени работы русских и иностранных авторов. Труд переведен на иностранные языки и долгие годы служил основным руководством для артиллеристов всех армий. Н.В. Маиевский разработал методику составления таблиц стрельбы для нарезных орудий, применив для этих целей теорию вероятностей. Под его руководством в конце 1860-х годов проводились опыты по определению сопротивления воздуха движению продолговатых снарядов. На основании исследований им выведен закон сопротивления воздуха, известный в дальнейшем как «закон Маиевского». Наряду с теоретическими работами в области баллистики он оставил заметный след в развитии отечественной артиллерии и как выдающийся конструктор10.
Научные исследования Н.В. Маиевского успешно продолжили его ученики. Один из них — заслуженный профессор академии, видный ученый и педагог Н.А. Забудский (1853—1917). Его перу принадлежат многочисленные труды по математике, механике и внутренней баллистике.
Другой ученик Н.В. Маиевского — П.М. Альбицкий (1836—1888) занимался в основном решением вопросов внутренней баллистики и в 1869 году издал две работы по этой тематике. Несколько позднее выпустил в литографии академии капитальный курс внутренней баллистики, являвшийся одной из первых работ такого содержания на русском языке. Курс внутренней баллистики П.М. Альбицкого в 1874 году удостоен Михайловской премии.
В связи с отказом от бронзовых орудий и переходом к производству нарезных стальных артиллерийских систем было необходимо добиться их высокой прочности (живучести) при минимально возможной массе. С этой задачей блестяще справился профессор Михайловской академии А.В. Гадолин, разработавший теорию скрепленных стволов.
Создание бездымного пороха завершило переворот в артиллерии, начатый появлением нарезных стволов. Значительный вклад в теорию и технологию взрывчатых веществ внесли Н.П. Федоров и С.В. Панпушко, профессора Г.А. Забудский, А.В. Сапожников, А.А. Солонина, А.А. Дзержкович.
Первые стальные нарезные 87-мм и 107-мм пушки поступили на вооружение русской армии в 1877 году, они обладали значительной для того времени дальностью стрельбы — 6400 м и 5300 м соответственно.
С началом производства нарезных орудий начинается новый этап развития артиллерии: она становится скорострельной и способной выполнять задачи с закрытых огневых позиций.
Первое серьезное испытание нарезная артиллерия выдержала в Русско-турецкой войне (1877—1878), в ходе которой доказала полное превосходство над гладкоствольными орудиями и вместе с нарезным стрелковым оружием повлияла на тактику пехоты. Широкое внедрение нарезных орудий привело к снятию с вооружения боевых ракет. В полевой артиллерии наряду с пушками появились мортиры и гаубицы, столь необходимые для поражения укрытой живой силы противника.
Дальнобойность нарезных орудий в сочетании с развитием средств наблюдения и связи позволила сосредоточивать огонь группы батарей. Это стало одной из главных причин изменений в организации артиллерии — с 1895 года в русской армии стали создавать артиллерийские дивизионы.
В конце XIX века важнейшей особенностью боевого применения артиллерии стало поражение противника огнем с закрытой огневой позиции. В истории артиллерии России сохранились имена основоположников теории и практики стрельбы артиллерии с закрытых огневых позиций. Это воспитанник, затем преподаватель академии Н.Л. Чебышев, курсовой офицер, затем инспектор классов академии К.Г. Гук и профессор В.Н. Шкларевич.
Н.Л. Чебышев (1829—1890) еще в 1860-е годы, проходя службу в должности начальника Варшавского учебно-артиллерийского полигона, разработал простейшие способы стрельбы по невидимой для наводчика орудия цели. К.Г. Гук (1846—1910), обобщив практический опыт Н.Л. Чебышева и развив его идеи в своем труде «Закрытая стрельба полевой артиллерии» (1882), обосновал возможность и целесообразность стрельбы с закрытых позиций.
Возросшая дальность стрельбы нарезных орудий и отсутствие возможности точного определения установок для стрельбы на поражение цели привели к необходимости проведения ее пристрелки.
Инициатором и основоположником разрешения проблемы выступил профессор академии В.Н. Шкларевич (1835—1915), генерал от артиллерии, выпускник академии (1857), ее педагог в течение 40 лет, автор трудов «Об устройстве, свойствах и боевом употреблении шрапнелей», «Об организации и боевом употреблении крепостной артиллерии» и «Краткое руководство артиллерийской службы с полевыми орудиями образца 1877 г.». Трижды удостаивался специальных (Михайловских) премий, присуждавшихся за выдающиеся научные работы в области артиллерии. Почетный профессор академии, почетный член Арткома ГАУ11.
В общем виде сущность предложенных В.Н. Шкларевичем правил пристрелки заключалась в захвате цели в вилку, а затем последовательном ее «половинении». Данный способ был апробирован на полигонах и в строевых частях, и к началу войны с Турцией 1877—1878 годов получил некоторое распространение в войсках.
Благодаря деятельности ученых-артиллеристов зародилась и начала оформляться новая составная часть артиллерии — артиллерийская разведка, ставшая важнейшим видом боевого обеспечения артиллерии.
Следует отметить, что наряду с академией большую и важную работу в интересах полевой артиллерии осуществляла Офицерская артиллерийская школа (ОАШ), созданная в 1883 году. В ней обучали офицеров перед назначением на должности командиров батарей. Через это учебное заведение проводили в войска новые идеи артиллерийской тактики, техники и правил стрельбы. Артиллерийская школа выгодно отличалась от аналогичных учебных заведений других стран, где в обучении преобладала теория. В 1906 году для ОАШ создали полигон, способный максимально приблизить обучение к обстановке реальных боевых действий. На полигоне, помимо обычных, проводили показательные стрельбы, в том числе для слушателей учебных заведений, включая Николаевскую военную академию.
Развитие методов стрельбы с закрытых огневых позиций было бы невозможно без изобретения новых артиллерийских приборов, таких как панорама, буссоль, прицелы. Воспитанник академии В.Н. Михайловский совместно с В.Д. Туровым разработали угломер-трансформатор (командирский угломер), на базе которого создали командирскую буссоль БМТ-2. Этот прибор служил долгие годы и применялся даже в годы Великой Отечественной войны.
Воспитанники академии принимали участие и в разработке стрелкового оружия. Так, созданная С.И. Мосиным трехлинейная (7,62-мм) магазинная винтовка, принятая на вооружение в 1891 году, более полувека славно служила в боях за Отечество. Родоначальником отечественного автоматического оружия считается михайловец В.Г. Федоров. Важным событием стал выход на русском языке его книги «Автоматическое оружие» (1907). Под руководством В.Г. Федорова в 1906 году начинал деятельность будущий конструктор советского автоматического оружия В.А. Дегтярев.
Переломным этапом в развитии артиллерии стала Русско-японская война (1904—1905). Наличие у противника подготовленной обороны показало необходимость насыщения войск гаубичной и тяжелой артиллерией, введения ее в штаты полевых армий, а изобретение миномета положило начало будущей батальонной артиллерии. Дивизион окончательно утвердился в качестве основного подразделения артиллерии. Однако главный итог войны, повлиявший на дальнейшее развитие артиллерии, состоял в распространении в русской армии стрельбы с закрытых огневых позиций. Обозначилась тенденция централизации управления огнем артиллерии вплоть до корпуса. Укрытие и маскировка войск (сил и средств) противника на боле боя потребовали организации специальной службы — артиллерийской разведки.
На войне артиллерийскую науку развивают офицеры-командиры, выполняющие реальные боевые задачи. Так, воспитанник Михайловского училища командир батареи капитан Л.Н. Гобято в мае 1904 года первым в боевой обстановке провел стрельбу с закрытой огневой позиции. Он же был одним из изобретателей первого миномета в ходе обороны Порт-Артура. Решительный переход к стрельбе с закрытых позиций начался в июле 1904 года в боях под Дашичао. Здесь отличились командир дивизиона подполковник В.А. Слюсаренко и командир батареи подполковник А.Г. Пащенко, надежно подавив японские батареи.
Первая мировая война (1914—1918) открыла эпоху Новейшей истории, заложила основы оперативного искусства, стрельбы и тактики современной артиллерии, ставшей мощным родом войск, без которого не могла проводиться ни одна операция. За годы войны общее количество орудий возросло в 2—2,5 раза, они подразделялись на полевые и тяжелые (осадные). Преимущественно позиционный характер военных действий обусловил резкое увеличение удельного веса тяжелой артиллерии, а также минометов. Появилась потребность в специальных орудиях, способных вести борьбу с танками и самолетами противника.
Основное количество орудий находилось в составе дивизионной артиллерии. Необходимость массирования тяжелой артиллерии для прорыва обороны противника обусловила создание артиллерии резерва главного командования (АРГК). Основу резерва составила расформированная осадная артиллерия, полевая артиллерия стала называться войсковой. В батальонах появилась артиллерия сопровождения или «пехотная артиллерия», вооруженная легкими минометами и траншейными орудиями.
Был осуществлен решительный переход к стрельбе артиллерии с закрытых огневых позиций, что дало толчок в развитии новых видов артиллерийской разведки — звуковой и воздушной. Стремление к внезапности и точности огня на поражение без пристрелки обусловили появление в артиллерии топографической и метеорологической служб12.
В управлении артиллерией, в том числе ее огнем, ведущей тенденцией стала централизация вплоть до корпуса. Вместе с тем для выполнения специальных задач создавались артиллерийские группы, например, борьбы с артиллерией противника, разрушения траншей и другие.
В наступлении для прорыва позиционной обороны противника артиллерия сосредоточивалась на узких участках. От стремления разрушить оборону противника огнем артиллерии перешли к ее подавлению за счет лучшего взаимодействия пехоты и артиллерии, что было присуще только русской армии. Плотность артиллерии не превышала 30—35 орудий на 1 км участка прорыва, что было в 3—5 раз ниже, чем в других армиях. Четко выделялись два периода боевых действий артиллерии: артиллерийская подготовка атаки (продолжительность до 4—6 часов) и артиллерийская поддержка атаки (огневым валом).
В обороне также стремились к массированию артиллерии на главном направлении, при этом ее плотности были гораздо ниже, чем в наступлении. Артиллерийские батареи стали эшелонировать по глубине полосы обороны, на них же возлагалась задача борьбы с танками и самолетами противника.
За годы Первой мировой войны выпускники академии внесли огромный вклад в артиллерийскую науку, практически обогатив ее эмпиричес-
кие основы.
Февральская революция не только разрушила привычные устои жизни страны, но и размеренную жизнь академии. В 1917 году учебный процесс прекратился и был возобновлен уже Советской властью в стенах Артиллерийской академии РККА.
Академия изначально являлась не только центром подготовки артиллерийских кадров, но и центром развития научной мысли, что признали в России и за рубежом. Именами ученых академии А.Д. Засядко и К.И. Константинова названы кратеры на обратной стороне Луны. М.В. Остроградский избран членом Американской (1834), Туринской (1841), Римской (1853) академий наук. Труды по баллистике Н.В. Маиевского долгие годы служили основным руководством для артиллеристов всех стран мира.
Разумеется, перечень выдающихся выпускников академии эпохи русской армии не ограничивается этими именами. Все конструкторы артиллерийского вооружения второй половины XIX и начала XX века проходили курс подготовки в академии и работали в академии. К замечательной плеяде ученых принадлежат такие яркие представители советской школы конструкторов вооружений, как В.Г. Грабин, И.И. Иванов, М.Я. Крупчатников и другие.
Традиции живут и передаются от одного поколения михайловцев к другому. В истории нашли отражение множественные примеры успеха, которого добивались выпускники академии, ее педагоги и ученые. Среди тех, кем академия особо гордится, более 250 кавалеров ордена Святого Георгия, 52 Героя Советского Союза, 4 Героя России, 2 Маршала Советского Союза, 14 главных маршалов и маршалов артиллерии, лауреаты Государственных премий и других почетных знаков отличия нашей Родины.
Среди представителей Михайловской артиллерийской академии второго формирования (1994) в области теории боевого применения ракетных войск и артиллерии (РВиА) выделяется генерал-майор Валентин Александрович Кондратьев (1944—2002), начальник кафедры оперативного искусства, заместитель начальника академии по учебной и научной работе. Он является автором и соавтором огромного количества научных работ, среди которых выделяются три фундаментальных труда. Первый относится к методам планирования огневого поражения противника (ОПП), второй связан с оценкой эффективности боевых действий войск (сил), третий рассматривает основы применения РВиА в операциях. Главным трудом стала Методика оперативно-тактических расчетов при планировании огневого поражения противника РВиА (МОТР). В.А. Кондратьев лично разработал теорию планирования и методику расчетов, по мере необходимости привлекая к исследованиям отдельных соисполнителей. Работа завершилась в 1990 году изданием МОТР и обретением методикой статуса официального руководства. Разработанная Методика в корне отличалась от предшественниц и получила признание в вузах и штабах всех родов войск. Заслуга В.А. Кондратьева в разработке МОТР подтверждается ее неофициальным названием — «кондратьевская Методика»13.
Сегодня в академии трудятся 47 докторов наук, 283 кандидата наук, 42 профессора и 140 доцентов. Авторитет академии в научном мире достойно представляют 19 академиков, 7 заслуженных деятелей науки и техники, 21 член-корреспондент, 10 почетных профессоров академии.