В Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге курсанты военно-морских образовательных учреждений ВУНЦ ВМФ получили возможность ознакомиться с уникальными документами о легендарной советской подводной лодке «Щ-406», найденной два года назад в районе острова Большой Тютерс в Финском заливе.
Экипаж этой подводной лодки более 70 лет считался пропавшим без вести. В последний поход на этой субмарине ушёл и инженер-капитан-лейтенант Константин Максимов (1915–1943 гг.), материалы о котором и представила Президентская библиотека для военных моряков в дни празднования 113-й годовщины создания подводных сил России.
В рамках совместной акции по сбору документов о блокаде и обороне Ленинграда, инициированной Президентской библиотекой и поддержанной Главным командованием Военно-Морского Флота России, газетой «Петербургский дневник» и «Радио России – Санкт-Петербург», были собраны фотографии и письма семьи Максимовых. Инженер-капитан-лейтенант Константин Максимов окончил дизельный факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского и был распределён на Краснознамённый Балтийский флот. С начала войны командовал боевой частью (БЧ-5) подводной лодки «Щ-406».
Знавший Максимова писатель Всеволод Азаров вспоминал его как человека «с цепкой памятью, золотыми руками и храбрым сердцем». По словам литератора, Константин Максимов относился к своей подводной лодке как к живому организму, а от своих товарищей даже получил прозвище «машинный бог».
В свой первый боевой поход «Щ-406» отправилась 23 июня 1942 года. В момент, когда в Нарвском заливе подлодка всплыла для зарядки аккумуляторной батареи, её атаковал немецкий самолёт. Одна из бомб взорвалась около кормы, выведя из строя электрическое управление рулями, а также перископы и гирокомпас. Однако личному составу удалось отремонтировать лодку, пока та, «затаившись», лежала на дне. И вскоре был продолжен боевой поход, во время которого «Щ-406» потопила пять фашистских транспортов общим водоизмещением 40 тыс. тонн.
6 августа 1942 года при возвращении на базу подлодка была атакована в Нарвском заливе теперь уже немецким сторожевым кораблём и несколькими катерами. Одна из бомб противника разорвалась рядом с правым бортом, из-за чего «Щ-406» буквально упала на дно. Однако усилиями инженера Константина Максимова и других членов команды подлодку удалось оторвать от грунта и выйти на большие глубины. В дальнейшем она ушла от преследования и вернулась на базу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года подводная лодка была награждена орденом Красного Знамени, а Константин Максимов — орденом Ленина.
В свой последний поход «Щ-406» вышла в ночь на 29 мая 1943 года. А уже 1 июня перестала выходить на связь. Считается, что в этот день она подорвалась на немецкой мине.
25 мая 1943 года, незадолго до последнего выхода в море, Константин Максимов написал проникновенное письмо своей жене Серафиме Фёдоровне. Это письмо, переданное в электронный фонд Президентской библиотеки, вызвало особый интерес курсантов, которые готовятся стать подводниками Военно-Морского Флота России.
В письме механик «Щ-406» написал: «Дорогая многоуважаемая Симулька!!! Уходя, хочу ещё раз письмо к тебе написать словами Константина Симонова, уж больно метко высказал мысль:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди…»
Ниже знаменитого стихотворения приписка: «Симулька! Слова в этом стихе прими как мои, я ужасно доволен этим стихом, высказано всё, что думаю я…».
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации