(Раздел) Зарубежные армии
(Рубрика)Вооруженные силы Итальянской Республики
Полковник в отставке
Юрий АКВИЛЯНОВ,
Виктор СИЗОВ
Некоторые особенности реформирования
национальных вооруженных сил
В центре Средиземноморья
Итальянская Республика (Repubblica Italiana) – государство на юге Европы, в центре Средиземноморья. Площадь – 301,3 тысячи квадратных километров. Столица – город Рим. Официальный язык – итальянский. Денежная единица – евро. Италия – член НАТО с 1949 года.
Территория включает материковую часть (Паданская равнина и обращенные к востоку и югу склоны Альп), Апеннинский полуостров, крупные острова Сицилия, Сардиния, ряд архипелагов и мелких островов. Имеет сухопутную границу с Францией, Швейцарией, Австрией Словенией.
Внутри территории Италии находятся два государства-анклава: Сан-Марино и расположенное на территории Рима ассоциированное с Италией государство Ватикан. С каждым из них Итальянская Республика имеет внутреннюю границу протяженностью соответственно 39 и 3,2 километра.
Берега Италии омываются Лигурийским, Тирренским, Ионическим, Адриатическим морями (длина береговой линии 7375 километров).
Численность населения – более 60 миллионов человек. Основная религия – католицизм. По оценкам ООН, в Италии проживают свыше 6 миллионов иммигрантов.
Итальянская Республика – унитарное государство, разделенное на 20 областей, которые делятся на 110 провинций. Провинции состоят из коммун (всего 8101 коммуна).
Италия стала парламентской республикой в результате общенационального референдума, состоявшегося в 1946 году. В ноябре 1947 года была принята конституция республики, вступившая в силу 1 января 1948 года.
Глава государства – президент, избираемый парламентом на семь лет. Он возглавляет верховный совет обороны. Высший орган законодательной власти – парламент. Он состоит из палаты депутатов и сената. Выборы проходят один раз в пять лет. Последние были проведены в 2018 году.
Существует институт так называемых пожизненных сенаторов, в который входят бывшие президенты республики и граждане, назначенные таковыми президентом Италии за особые заслуги перед страной. В обеих палатах парламента работает особая комиссия по вопросам безопасности, обороны и вооруженных сил. Законодательная деятельность этой комиссии имеет первостепенное значение для реформирования вооруженных сил (ВС) Италии.
Совет министров (правительство) является политическим институтом страны, который активно участвует в развитии военной политики и оказывает большое влияние на модернизацию ВС. Правительство и его председатель выступают с законодательными инициативами и обеспечивают принятие законов, тем самым напрямую участвуя в создании новой модели ВС.
Для современной Италии характерна развитая многопартийная система: активно действуют около 50 политических партий. Крупнейшие партии страны, не обладая абсолютным большинством в парламенте, вынуждены формировать коалиционные правительства с менее крупными партиями.
Место в киберпространстве
В 2014 году министром обороны парламенту была представлена программа реформирования итальянских ВС, в которой было акцентировано внимание на важности общественного признания значимости военной профессии и необходимости внимательнее относиться к младшему офицерскому и унтер-офицерскому составу, так как именно эту категорию чаще всего затрагивают реформы, связанные с пересмотром бюджета и кадровой политики.
В 2017 году комиссия по обороне палаты депутатов единогласно утвердила заключительный документ, ставший итогом исследования вопроса безопасности и обороны в киберпространстве. В результате работы парламентской комиссии обе палаты пришли к выводу, что «киберпространство является новым полем для битвы и местом геополитического соперничества».
Парламент признал, что в современных войнах между государствами будут использоваться не только традиционные наступательные вооружения, но и совершенно новые инструменты, такие как кибератаки, способные нанести огромный вред противнику и воздействовать на население на отдаленных территориях.
Повышение авторитета в НАТО
Итальянская Республика, являясь индустриально развитым государством, претендует на ведущую роль в Южно-Европейском регионе и Средиземноморье. Главные приоритеты Италии во внешней политике – повышение своего авторитета в НАТО и ЕС, укрепление связей с Соединенными Штатами Америки и западноевропейскими партнерами.
Это обязывает военно-политическое руководство страны содержать на южном фланге Европы укомплектованные личным составом технически оснащенные боеготовые вооруженные силы.
В соответствии с военной доктриной основные задачи ВС Италии – это обеспечение безопасности государства, отражение агрессии против союзников по Североатлантическому альянсу, урегулирование региональных конфликтов в зоне ответственности НАТО, участие в международных миротворческих и гуманитарных операциях. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и техногенных катастроф внутри страны ВС могут привлекаться к оказанию помощи государственным органам в ликвидации их последствий.
В настоящее время ВС Италии приобрели новые функции – они не только отвечают за защиту территории и обеспечение национальной безопасности, но и действуют в операциях за рубежом, где от них требуется координировать действия с вооруженными силами других государств, с гражданскими и правительственными организациями на территориях стран, имеющих отличающиеся от европейских национальные и культурные ценности.
В этих условиях Италия сумела создать собственный подход к миротворчеству, вытекающий из особенностей национального характера и нежелания итальянских правительств принимать на себя ответственность в руководстве операциями.
Как член НАТО Италия достаточно активно поддерживает политику Североатлантического блока, предоставляя свою территорию не только для базирования, но и для осуществления военных операций. К примеру, аэродромы страны использовались в ходе бомбардировок Сербии в 1999 году и Ливии в 2012 году.
В настоящее время Италия занимает пятое место по сумме инвестиций в бюджет НАТО.
В Косово, Ираке и Афганистане
Роль Италии в НАТО начала возрастать в ходе югославского кризиса 1990-х годов. После распада Югославии и самопровозглашения независимости Косова в Италии произошла трансформация идеи «средней державы» в идею «мира протагонистов», то есть мира, в котором Италии отведено важное место. Она одной из первых признала суверенитет сербского края Косово, а затем объявила Балканский регион зоной своей ответственности в рамках НАТО.
В 2003 году Италия, несмотря на преобладающие антивоенные настроения, выполнила союзнические обязательства и поддержала участием вторжение коалиционных сил в Ирак с целью свержения Саддама Хусейна. В 2006 году итальянские войска были выведены из Ирака.
Начиная с 2015 года рост влияния Италии в НАТО существенно возрос. Итальянские военнослужащие принимают активное участие в разнообразных учениях и операциях Североатлантического альянса. В натовских миссиях в Косове, Ираке, Афганистане участвовали около 6500 итальянских военнослужащих и сотрудников специальных служб.
Корабли военно-морских сил (ВМС) Италии участвовали в морской операции НАТО «Активные усилия» в Средиземноморье. В ходе первого этапа военной операции в Ливии Италия откомандировала в распоряжение НАТО третью по численности авиационную группировку.
На территории Италии дислоцируется несколько десятков военных баз и полигонов США и НАТО, ряд командных органов Североатлантического альянса. В их числе – штаб совместного военного командования (ШСВК) и командование морскими силами под управлением ШСВК в Неаполе.
В Италии расположены исследовательский центр НАТО и несколько учебных заведений альянса. Среди них – военный колледж в Риме, школа связи и информационных систем в Латине, центр подводных изучений в Ла Спези.
В 2015 году НАТО имело в Европе, включая Италию, около 200 ядерных авиационных бомб и 310 самолетов-носителей. К 2020 году на базах НАТО в Италии предполагалось разместить новейшие управляемые ядерные авиабомбы В61-12, разработанные и испытанные в США.
Военно-политическое руководство
В соответствии с основным законом государства верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент Итальянской Республики. Он же возглавляет верховный совет обороны (ВСО) и имеет право объявлять войну (по решению парламента).
ВСО – основной инструмент, через который глава государства получает информацию о деятельности правительства в области обороны. Работа в рамках этого политического института и руководство им позволяют президенту исполнять задачи, предписанные конституцией, возглавлять вооруженные силы страны.
Общее руководство ВС осуществляет министр обороны Италии (гражданское лицо). Оперативное управление войсками и силами – начальник Генерального штаба (ГШ).
Министерство обороны (МО) Итальянской Республики – главный орган военного управления, проводящий государственную политику в области обороны и безопасности. МО отвечает за управление национальными ВС, за международное военное сотрудничество, участие в военных и миротворческих операциях за рубежом, за оперативное планирование деятельности ВС, координирует деятельность других органов исполнительной власти и национальных институтов, занимающихся вопросами обороны.
Законодательный декрет № 66 от 15 марта 2010 года, утвердивший новый Военный кодекс Италии, оговаривает полный перечень сфер деятельности и функций минобороны.
Оперативная сфера включает обеспечение обороны и безопасности государства, национальной территории, воздушных и морских коммуникаций; оперативное планирование работы ВС и подготовку технико-экономических программ; участие в миротворческих миссиях, в том числе международных; участие в работе международных и европейских институтов, действующих в сфере обороны и военной безопасности; поддержание отношений с военными властями других стран; информирование парламента по вопросам стратегии и оперативной деятельности; организацию и поддержку органов, обеспечивающих оперативную деятельность; участие в мероприятиях по гражданской обороне, защите свободных институтов и охране окружающей среды.
Промышленная, техническая и управленческая сферы включают формирование программ вооружений и развитие проектов в области военно-технического сотрудничества на международном уровне; контроль за расходами и бюджетом; управление военным и гражданским персоналом; поддержку исследовательских программ в области обороны и развитие новых технологий; управление государственным имуществом; координирование призыва и военной службы; планирование и организацию деятельности в промышленной сфере.
Начальник генерального штаба назначается из числа офицеров, имеющих звание не ниже корпусного генерала в сухопутных войсках (СВ), вице-адмирала ВМС, генерал-лейтенанта военно-воздушных сил (ВВС). Он назначается декретом президента. Кандидатура предлагается министром обороны и обсуждается в правительстве. Начальник ГШ исполняет роль главного советника министра обороны по военным и технологическим вопросам. В его подчинении находятся начальники штабов СВ, ВМС, ВВС, командующий карабинеров, генеральный секретарь по обороне.
Приостановление повинности
В 2005 году в Италии была отменена всеобщая воинская обязанность. Вооруженные силы формируются на контрактной основе. Формально в соответствующем законе речь идет о приостановлении воинской повинности, поскольку статья 52 конституции Италии предусматривает, что «защита отечества является священным долгом гражданина».
В случае начала войны или возрастания угрозы ее возникновения практика призыва на военную службу может быть возобновлена.
С 2012 года в Италии проводится широкомасштабное военное реформирование. Цель – создание новой модели ВС, позволяющей сбалансировать военные расходы. Так, значительному сокращению подверглась численность личного состава ВС. Зато были увеличены инвестиции в их модернизацию.
В 2015 году в Италии была опубликована так называемая «Белая книга международной безопасности и обороны», представляющая собой стратегию национальной безопасности Италии. В документе были обозначены геополитические амбиции страны, оценены состояние ВС и ход их реформирования.
В 2017 году в Италии был принят закон, запустивший реформирование ВС, предусмотренное этой «Белой книгой». Он состоит из 11 статей и охватывает четыре главные области реформ: пересмотр политики управления; преобразование кадровой системы; изменение системы профессиональной подготовки; реорганизацию структуры ВС.
Высокая готовность и длительное развертывание
Вооруженные силы Италии (в 2017 году – около 172,5 тысячи военнослужащих, из них 4 процента – женщины) включают: СВ – 100,5 тысячи человек, ВВС – 41 тысяча человек, ВМС – 31 тысяча человек. Гражданских служащих, занимающихся вопросами тылового обеспечения войск и сил, обслуживания вооружения и военной техники (ВВТ) – около 28 тысяч человек. Обученный резерв – свыше 50 тысяч человек. Не входящие в состав ВС части карабинеров и финансовой гвардии насчитывают 103,5 тысячи и 60 тысяч человек соответственно.
Мобилизационные ресурсы Италии составляют 14,4 миллиона человек, в том числе годных к военной службе – 12,3 миллиона человек. Из них прошедших военную подготовку – около 550 тысяч человек. Ежегодное число военнообязанных (достигших призывного возраста) составляет около 300 тысяч человек.
К 2024 году численность ВС Италии (без карабинеров) должна составить 150 тысяч человек, в том числе СВ – 89,4 тысячи человек, ВВС – 33,8 тысячи человек, ВМС – 26,8 тысячи человек. Гражданский персонал планируется содержать в количестве около 20 тысяч человек.
В зависимости от степени боевой готовности ВС Италии подразделяются на три категории: силы высокой готовности (готовность к применению от 14-ти до 90 суток), силы пониженной готовности (от 90 до 180-ти суток) и силы длительного развертывания.
В состав сил высокой и пониженной готовности входят соединения и части, укомплектованные личным составом и техникой на 100 процентов. Силы длительного развертывания включают в себя соединения и части мобилизационного резерва СВ (до 80 тысяч человек), части мобрезерва ВВС и ВМС (до 20 тысяч человек), пять дивизий карабинеров и 20 легионов финансовой гвардии.
В ВС Италии реализуется так называемый модульный принцип военного управления, который предусматривает создание тактических групп и оперативно-тактических группировок войск (сил) из формирований, выделяемых командованиями родов войск (видов обеспечения).
В ходе планирования боевого применения войск (сил) особое внимание уделяется организации взаимодействия в рамках объединенных формирований – как на оперативном, так и на тактическом уровнях.
Данную функцию выполняют подчиненные начальнику ГШ межвидовое оперативное командование и командование специальных операций, которые отвечают за планирование и проведение операций контингентами итальянских ВС, в том числе в составе многонациональных сил, организацию их материально-технического обеспечения (МТО) и переброску в район применения, а также за проведение оперативной и боевой подготовки в масштабе ВС.
Модернизация сухопутных войск
В соответствии с программой реформирования ВС к исходу 2024 года в СВ планируется завершить процесс обновления и модернизации парка военной техники. К этому сроку ожидается поступление на вооружение СВ новых боевых машин с тяжелым вооружением (БМТВ) «Чентауро-2», должны быть полностью выполнены программы поставок колесных боевых машин пехоты (БМП) «Фречча», бронетранспортеров (БТР) «Пума», многоцелевых бронированных автомобилей «Линче-1А» и других образцов ВВТ итальянского и зарубежного производства, включая вертолеты боевого обеспечения и средние военно-транспортные вертолеты, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и зенитные ракетные комплексы (ЗРК). Кроме того, глубокую модернизацию должны были пройти танки С1 «Ариете».
Неиспользуемая военная техника и материальное имущество должны быть ликвидированы или проданы.
Приоритетным направлением развития итальянских сухопутных войск остается также реализация концепции единого информационного пространства НАТО. Согласно национальной программе Forza NEC к 2025 году в СВ намечается создать единую интегрированную информационно-управляющую систему, объединяющую боевые соединения и части, средства управления, связи, контроля и разведки. С этой целью предполагается установить на все основные типы бронетанковой техники новую систему управления и навигации SICCONA.
В соответствии с коалиционными планами Италия обязуется выделить в интересах Североатлантического альянса армейский корпус быстрого развертывания (АК БР), который формируется на базе командования оперативных сил СВ. Общее управление им осуществляет многонациональный штаб в городе Милан.
В состав корпуса выделяются штаб механизированной дивизии «Фриули» и три бригады.
В небе и на воде
В ВВС Италии было запланировано значительное обновление боевой и вспомогательной авиации, поскольку около 60 процентов самолетного парка не отвечало современным стандартам.
Главная цель реформирования – создание меньших по численности, но обладающих большими боевыми возможностями ВВС, способных действовать как самостоятельно, так и в составе международных группировок.
ВМС рассматриваются военно-политическим руководством Италии как «один из главных инструментов, гарантирующих защиту национальных и коалиционных интересов».
Приоритетными направлениями развития ВМС являются модернизация вооружения, регулирование численности боевого состава, формирование гибкой системы управления и создание эффективной системы тылового обеспечения.
В Италии начата реализация глобальных программ по строительству кораблей нового образца, отвечающих современным стандартам НАТО и ЕС, «обеспечивающих лидерство страны при совместном решении задач в Средиземноморье и других регионах мира».
Следует отметить, что ВМС считаются самым мощным видом национальных ВС. При этом основу боевых сил флота составляют корабли, построенные на итальянских верфях.
Военизированные карабинеры
Войска карабинеров – военизированные формирования, предназначенные для решения задач обеспечения национальной безопасности. По вопросам комплектования, прохождения службы, оснащения и МТО они подчиняются министерству обороны, а при использовании в качестве сил охраны общественного порядка – министерству внутренних дел (МВД). В военное время формирования карабинеров включаются в состав вооруженных сил и подчиняются генеральному штабу ВС Италии.
По линии МВД войска карабинеров обеспечивают поддержание общественного порядка, территориальный надзор, пограничный контроль, защиту прав граждан, участвуют в полицейских операциях и расследовании уголовных преступлений.
В ВС на подразделения карабинеров возложены функции военной полиции, а также задачи по обеспечению контрразведывательного режима и охраны военных объектов.
По написанному в «Белой книге»
В новой модели вооруженных сил Италии ставка делается на повышение профессионализма как военнослужащих, проходящих службу по контракту, так и гражданских служащих, обеспечивающих жизнедеятельность всех видов ВС.
В соответствии с национальным законодательством на службу по контракту в ВС могут поступать граждане Италии (мужчины и женщины) в возрасте от 18-ти до 25-ти лет. При этом обращается внимание на рост кандидатов: он должен быть не ниже 165-ти сантиметров для мужчин и 161-го сантиметра для женщин.
Разумеется, стандартами НАТО толерантно рекомендовано заключение контрактов для прохождения военной службы и с годными к ней гомосексуалистами.
Следует отметить, что вышеупомянутая «Белая книга» 2015 года особое внимание заостряет на необходимости повышения качества подготовки и обучения личного состава ВС, а также гражданского персонала.
Профессиональная подготовка и повышение квалификации должны осуществляться на протяжении всей службы по контракту. Главной целью обучения является подготовка кадров как к работе в национальных ВС, так и в совместных с союзниками операциях и проектах.
В «Белой книге» отмечено, что «не подлежащей обсуждению целью, гарантирующей действие вооруженных сил в условиях полной безопасности и эффективности в соответствии с заданными задачами, является достижение минимальных стандартов подготовки, установленных в рамках НАТО и Европы». Важная роль отводится межведомственной подготовке и международным военным учениям.
В «Белой книге» было отмечено, что 88 процентов кадров в ВС Италии трудоустроены на постоянной основе. Такая политика трудоустройства, по мнению ее авторов, имеет с финансовой точки зрения ряд негативных моментов. Так, с каждым годом денежное содержание и заработная плата военных и гражданских специалистов повышается за выслугу лет, а поскольку с ВС их связывают бессрочные контракты, то затраты государства постоянно растут.
Было предложено изменить систему трудоустройства, введя систему ограниченных временем контрактов, и снизить возрастной предел поступления на временную контрактную службу в ВС с 25-ти до 22-х лет.
Требования к новобранцам
Минимальный срок службы по контракту в ВС Италии – один год. Закон предусматривает для рядового состава службу по контракту сроком пять лет – с возможностью дважды продлевать контракт на два года. Отслужившие имеют приоритетную возможность поступить на службу в полицию, пожарные части, службу гражданской обороны.
Кандидаты на службу в ВС проходят обязательный медицинский осмотр и собеседование с психологом. Прошедшие отбор направляются на 10-недельные курсы подготовки. После их окончания новобранцы получают право выбрать регион прохождения дальнейшей службы и заключают первичный контракт сроком на один год. При достижении высоких результатов в ходе начальной подготовки они могут получить право подписать контракт на четыре года.
Претендентам на офицерские звания (от 17 до 26 лет) необходим аттестат о среднем образовании. Кандидаты для поступления в военно-учебные заведения проходят медосмотр и психологическое тестирование на профессиональную пригодость, сдают экзамены по итальянскому языку и математике, физической подготовке.
Затем кандидаты в течение 30-ти суток проходят начальную подготовку, в ходе которой определяется целесообразность направления их для дальнейшего обучения в профильных военно-учебных заведениях, включая военные академии видов ВС.
С целью привлечения
С целью привлечения добровольцев на военную службу по контракту итальянское правительство значительно увеличило размер ежемесячного денежного довольствия военнослужащих. Проводятся кампании по привлечению в ВС женщин, для которых сняты многие ограничения по прохождению службы.
Для популяризации военной службы в минобороны Италии было образовано управление по связям с общественностью. В его задачи входит информирование граждан страны о потребностях ВС и корпуса карабинеров в личном составе, имеющихся вакантных должностях, проведении конкурсов на замещение данных должностей, опубликование списков кандидатов, успешно прошедших квалификационные испытания.
Управление поддерживает связи со средствами массовой информации с целью популяризации военной службы.
По месту жительства и за границей
Переход на контрактную основу формирования национальных ВС потребовал от военно-политического руководства Италии уделять повышенное внимание подготовке резервистов для всех родов войск. С этой целью в минобороны имеется инспекция подготовки резервистов.
В ее задачу входит работа с отслужившими по контракту военнослужащими, подготовка резервистов из числа студентов гражданских вузов, а также работа с гражданами страны, изъявляющими желание пройти обучение по курсу подготовки резервистов, привлекаемых на службу в чрезвычайный период.
После увольнения из ВС военнослужащие запаса на добровольной основе приписываются к территориальным резервным формированиям, расположенным по месту жительства. Срок пребывания в резерве – до 45-ти лет.
Ежегодно резервисты могут направляться на переподготовку, которая составляет от четырех до шести недель – в зависимости от военно-учетной специальности.
В случае необходимости не исключается возобновление с ними контракта на службу в ВС, поскольку периодически возникает потребность в некоторых категориях высококвалифицированных специалистов. Особенно востребованы инженеры, медики, психологи, переводчики.
Чтобы попасть в данную категорию резервистов необходимо пройти четырехнедельную подготовку по соответствующей специальности в профильном военном училище. Подобная категория итальянских офицеров запаса используется, в частности, в миротворческих миссиях за рубежом.
Сотрудничество с университетами
В связи с повышением потребности в высококвалифицированных научных кадрах руководство ВС Италии стало уделять повышенное внимание сотрудничеству с университетами страны.
Университетам, в частности, предлагается напрямую представлять свои проекты исследований и инновационные идеи для усовершенствования технологий и вооружения, улучшения функционирования итальянских ВС. Оценка предложениям из академической среды должна даваться в короткие сроки, лучшие проекты должны быть профинансированы.
По мнению военно-политического руководства Италии, сотрудничество с университетами позволит в ближайшей перспективе разработать и внедрить большое количество инновационных проектов, способствующих повышению военно-технической и боевой мощи национальных вооруженных сил.