Историко-педагогический анализ проблемы обучения офицерских кадров.

Сведения об авторе: Геннадий Анатольевич Ильин, доцент Военного учебного центра Российского Государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, полковник запаса, кандидат педагогических наук (г. Москва).

Войсковая практика свидетельствует, что ни одна теоретическая педагогическая проблема, как правило, не может быть изучена, разработана и успешно решена без её историко-педагогического анализа, накопленного в процессе развития человечества, общества, армии и флота. В свое время Н.Г. Чернышевский справедливо утверждал: “…без истории предмета нет теории предмета, но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому, что нет понятия о предмете, его значении и границах”[1].

            Командному составу важно знать, что, во-первых, в процессе выявления и изучения теории и практики обучения различных категорий военнослужащих в конкретные исторические периоды у офицеров формируется правильное отношение к военно-педагогическому наследию и его использованию в современных условиях; во-вторых, исходя из известного в науке утверждения, что сами по себе актуальные задачи и проблемы возникают лишь тогда, когда для их решения созрели необходимые предпосылки и условия, офицерам целесообразно посмотреть на дидактические проблемы военного обучения с историко-педагогической точки зрения: какие подходы были в прошлом, какие стороны являются предметом изучения современных отечественных ученых и практиков, какие результаты получены в процессе научного и практического поиска.

            Проведенный анализ архивных, военно-исторических и педагогических документов, научных источников позволил проанализировать степень разработанности вопросов обучения офицерских кадров в различные периоды отечественной истории. Он показал, что своими корнями данная проблема уходит в глубь времен, в глубокую древность. Следует заметить, педагогическая наука обладает пока ограниченными возможностями о её начальном периоде. Вместе с тем, доподлинно известно, что, с момента появления, человек вынужден был не только научиться добывать пищу, сооружать жилище, но и защищать себя от диких животных и соседних племен. Другими словами, военно-педагогическая мысль в России зародилась задолго до создания регулярной армии, прошла различные исторические периоды своего формирования и становления, развивается и совершенствуется в современных условиях.

            Историю военно-педагогической теории и практики, составной частью которой является обучение офицерских кадров, с определенной долей условности и обобщенности можно представить в виде нескольких взаимосвязанных временных периодов:

— 1 этап — с древнейших времен до XVIII века;

— 2 этап — с XVIII века до Великой Октябрьской социалистической революции (1917г);

— 3 этап — советский период (с 1917 до 1991гг.);

— 4 этап — современный российский период (с 1991г. по настоящее время).

Каждый из данных периодов имеет свои специфические особенности обучения офицерских кадров, отличающие его от всех других, но в тоже время и нечто общее, роднящее и объединяющее эти периоды в единую теорию и практику военной дидактики.

            Как известно, зарождение военной дидактики, решение различных вопросов обучения начальствующих и командных кадров неразрывно связано с историей военной педагогики. Анализ изученных источников свидетельствует, что первоначально процесс обобщения и передачи опыта военного обучения носил стихийный характер и передавался из поколения в поколение в различных устных и практических формах.

            Восточно-славянские племена, являющиеся предками по крови и боевому опыту великорусского, украинского и белорусского народов, уже в глубокой древности (1 век н.э.) вынуждены были вести беспрерывную борьбу с многочисленными врагами, что требовало специальной подготовки военначальников, полководцев и военных руководителей славянских вооруженных формирований. По общему свидетельству византийских писателей это были сильные и мужественные люди, обладавшие прекрасными боевыми качествами, легко переносившие трудности и невзгоды, зной и холод, умеющие как смело нападать, так и упорно защищаться. После похода русов в юго-западную часть Каспийского моря, к столице Албании (943-944гг.) военный летописец Ибн-Мискавейх так характеризовал славянских вождей и начальников: “Они, как их народ, могущественны, телосложения у них крупные, мужество большое, не знают они бегства, не убегает ни один из них, пока не убъёт или не будет убит”[2]. Другой восточный автор Марвази в историческом трактате в 1120 г. сообщал, что “их (русских вождей) храбрость и мужество известны, так что один из них равен некоторому числу (людей) из другого народа”[3].

            Известно, что на заре становления отечественной цивилизации в сообществах славянских народов отсутствовало четкое разделение труда, а следовательно, не было специальных формирований, предназначенных для выполнения ратных задач. Поэтому обучение воинов и их подготовка соединялись с процессом трудовой деятельности и осуществлялись, как правило, стихийно. По мере развития общества возникли потребности в организованном обучении защитников своих сородичей и их командиров. В этих целях община выделяла старейших и опытных воинов, на которых возлагались обязанности подготовки молодых людей навыкам и умениям ведения боевых действий. В основе такого обучения лежали традиции и обычаи, выражающие существо народной педагогики, её формы и способы дидактического воздействия на молодежь мужского пола. Через обычаи юношам передавались образцы конкретных поступков и действий в бою, указывалось, что следует, а чего не следует делать. Традиции способствовали формированию таких боевых и значимых качеств, как дисциплинированность, исполнительность, честность, стойкость, храбрость, выдержка, самообладание и др. На данных традициях из молодых закаленных людей формировались командные кадры, имеющие достаточное физическое развитие и столь же стойкую психику для успешного участия в боевых столкновениях.

            Из проанализированных исторических источников известно, что когда древним росичам угрожала военная опасность, создавалось поголовное ополчение соплеменников. Руководство им осуществляли старейшины или воеводы. По мере разложения родового строя у славян в VI-VII веках возникают постоянно действующие военные организации — княжеские дружины (пришлые воины и славянские витязи), во главе которых стояли, как правило, сыновья князей. Так, вокруг отрока княжеского рода собирались его одногодки, которые в семьях получали первоначальную моральную, физическую и военную подготовку.

 В дружине формировалась духовная близость князя с его окружением, а дружина превращалась вобъединение людей, спаянных дружбой и товариществом. Старшие дружинники величались боярами и являлись военачальниками князя в военное и его советниками в мирное время. Младшие дружинники вели непосредственные боевые действия и выполняли различные административные поручения. За особые отличия они могли стать начальниками и боярами.

            По мнению современников, военный профессионализм начальников, бояр и князей был достаточно высоким, что позволяло им достойно защищать родные края, противодействовать врагам и самим совершать успешные боевые походы.

            С  XII века за младшими дружинниками прочно закрепилось название “дворяне”. Сложившаяся  кастовость военного дела имела как положительные (накопленный боевой опыт передавался из поколения в поколение, из рода в род), так и отрицательные (прошлый боевой опыт воспринимался некритически, что тормозило развитие военного дела) стороны. В дальнейшем, начиная с XIII века, военная подготовка малолетних князей осуществлялась при дворе отца наставлениками-дядьками. Как свидетельствует Поучение Владимира Мономаха детям, система древнерусского воинского обучения и воспитания базировалась на идее защиты Родины и вырабатывала у воинов неустрашимость в борьбе с врагами. “Смерти ведь дети не бойтесь… мужской долг исполняйте… Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших” — размышлял Мономах в своих трудах и письмах[4].

            Перед началом боевых действий древнерусские военачальники считали необходимым обратиться с мобилизующим пламенным словом, напутственной речью к своим соратникам. “Братие и дружина!” — так начинали свое воззвание полководцы и призывали воинов к героизму, храбрости, доблести и бесстрашию в бою за честь и достоинство своего отечества. После утверждения в Древнерусском государстве православия с его заповедями защиты отечества и служения народу, мобилизующая и воспитательная функции в войске перешли к священникам. Военачальники воспитывались на библейской притче о напутствии Иоанна Крестителя пришедшим к нему в пустыню ратным людям и спросивших его, чего им делать. В ответ было сказано: “… никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием”[5]. На христианский манер войска возбуждались к храбрости и мужеству словами священников, на которых лежала обязанность обращаться к ним с речью перед началом битвы. Наглядным примером священного напутствия было благословение на Куликовскую битву Дм. Донского и его воинства Сергием Радонежским.

            Консолидационные тенденции общественной жизни России монгольского периода, уроки монголо-татарского нашествия, разрозненность русских войск, недостаточная обученность военачальников привели к отходу от времени княжеской вольницы и “военной демократии” к созданию постоянного войска в стране. В середине XVI веке возникают стрелецкие войска, комплектуемые из свободного городского и сельского населения. Стрелецкие командиры-десятники, пятидесятники и сотники формировали у рядовых стрельцов военную смекалку, хитрость, способность быстро принимать решения, а также умение действовать слажено, взаимодействовать с соседними частями и подразделениями, согласованно противостоять врагу. Современники утверждали, что стрельцы были “научены ратному делу и  пищательному стрелянию”.

            Военная дидактика начала XVII века обогатилась практикой военно-полевого обучения начальников и их подчиненных во время похода. Её организовал и осуществил воевода М.В. Скопин-Шуйский. По его указанию, начальники обучали своих подчиненных действиям в бою, умениям владеть оружием, создавать подступные рвы, отрывать окопы и т.д. В XVII веке продолжался рост русской армии. Совершенствовалась организация  и вооружение войска. Регулярнее и разнообразнее становилась практика обучения начальствующего состава. Военный историк А.З. Мышлаевский в книге “Офицерский вопрос в XVII в.” показывает, что в русской армии предъявлялись высокие требования к командным кадрам (начальным людям), особенно к их обученности. Они, как представители государевой власти, должны быть хранителями “государевой власти” и “службы ратных людей”. За нарушение установленного в войске порядка начальных людей иной раз отстраняли от должности. Так, в грамоте воеводе Накорочу от 09 января 1644 года написано: “…били челом…казаки и стрельцы…на сотника, что им налога большая и разорение велико. Приказано — произвести сыск, и если челобитная подтвердится, то виновному в сотниках быти не велеть”[6].

            Постепенно росли требования к военной подготовке начальных людей в войске. От них требовалось умение владеть оружием, искусство в военном деле, опытность и мудрость. Вместе с тем, при наличии “местничества”, талант, знания и опыт людей не имели значения при назначении на должность.

            В начале XVII века в России появляются первые собственно военные книги. Особое место среди них занимала рукописная книга “Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки”, состоявшая из 663 указов и статей, в которой предъявлялись требования и определялось содержание обучения начальствующих кадров. В отличие от выходцев из простонародья военное обучение высокопоставленных дворян в XVII веке осуществлялось, как об этом писал В.О. Ключевский в книге “Боярская дума”, следующим образом. Лет десяти молодого дворянина забирали во дворец, где он столовничал у царицы. Достигнув пятнадцати лет “недоросль” становился “служилым новиком”, стольником или скальником к царю. Он исполнял различные дипломатические, административные и военные поручения. Он командовал провинциальными дворянами в армейских полках в качестве полковника или сотенного головы. Наконец, лет через тридцать, а иногда и более ему жаловался чин окольничего или прямо — боярина.

            В дальнейшем подготовка командных кадров приобретала все более осознанные формы. Подтверждением этому являются уставы, наставления и инструкции. Наибольший интерес для данного диссертационного исследования представляли “Уложения о службе” (1556г.), “Боярский приговор о станичной и сторожевой службе” (1571г.), “Военная книга” 1607г.), “Учение и хитрость ратного строения пехотных людей” (1674г.) и др. Их основными идеями были регулярное обучение и постоянное воспитание различных категорий воинов. От командира требовалось: честно служить государю, знать свое место в строю и в бою, не жалеть “тела”, быть готовым отдать жизнь за “друга своя”.

            Подводя итоги вышеизложенному, можно определить следующие тенденции обучения начальствующего и командного состава в допетровский период: в это время происходило зарождение военно-дидактической мысли, возникала необходимость специального военного обучения начальствующего состава; процесс военного обучения командного состава первоначально носил стихийный характер и передавался из поколения в поколение в различных устных и практических формах; славянских вождей и начальников отличали высокие боевые качества, умение обучать ратных людей; недостаточная обученность военачальников, разрозненость русских войск диктовали потребность в создании постоянного войска в стране; постоянный рост требований и военной обученности начальных людей вызвал необходимость появления различных военных документов: военных книг, уложений, учений и др. Другими словами, к исходу XVII века зародившаяся в Древней Руси и совершенствующаяся в последующем развитии, военно-педагогическая мысль и практическая деятельность по обучению русских войск создали серьезные предпосылки для качественного обучения офицерских кадров в период реформ Петра I, его соратников и последователей.

            Как показал историко-педагогический анализ, в XVIII в. были созданы благоприятные условия для развития военно-педагогической мысли, подготовки офицерских кадров на научной основе. Начало этому процессу было положено в формируемых на регулярной основе “потешных” полков, которые и стали прообразом русской армии с регулярной системой обучения и воспитания офицеров. Поэтому в диссертационном исследовании данный исторический период берет начало с XVIII века и продолжается до Великой Октябрьской социалистической революции (1917г.), в котором четко прослеживаются основные тенденции зарождения и формирования системы обучения офицерского состава.

            Петр I (1672-1725гг.), стремясь обеспечить активные действия офицерского состава в бою, неоднократно указывая на необходимость формирования у них положительного отношения к своему воинскому долгу. Петр I сам был для всех офицеров примером, исполнял самые трудные обязанности солдата и командира: стоял на часах, копал рвы, возил землю, терпел холод и голод, умело командовал подчиненными в бою. Вместе с царем его подданные изучали военную историю Отечества, политику России и её противников в различные времена. В процессе целенаправленного воинского обучения и самого Петра I и его офицерских кадров у них вырабатывались чувства государственной ответственности за судьбу Родины, патриотического и воинского долга, дисциплинированности, преданности и любви к “государевой службе”[7].

            Начало столетия стало временем создания в России и соответствующейвоенно-педагогической системы. Постепенно начинает создаваться регулярная система воинского обучения офицеров. Для неё было характерно: систематизация и обобщение способов и приемов военного обучения прошлого, упрощения сложных и непонятных солдатам команд, введение раздельного обучения солдат и офицеров, а также практического обучения действиями офицеров на маневрах[8].

            Большое внимание уделялось морально-психологической подготовке офицеров, хотя в то время такого понятия не существовало. Например, обращаясь с приказом к войскам перед Полтавским сражением, он писал: “Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество”[9]. Совершенно справедливо считая, что инициатива, решительность, самостоятельность командиров являлись важнейшими предпосылками успешного боевого использования войск, Петр I требовал от офицеров “ не держаться устава, как слепой стены” ( Устав воинский, 1716).

            Поскольку к началу XVIII века в России не существовало учебных заведений, Петр I широко практиковал в эти годы посылку за границу для учебы наиболее способных и талантливых юношей, где готовились будущие российские офицеры. Но уже в 1701 году была открыта школа математических и навигационных наук, которая готовила военных и гражданских специалистов. Характерной чертой обучения офицеров в данной школе было требование знать основательно солдатское дело. Обучение офицеров было индивидуальное, порядок поддерживался неукоснительно и очень жесткими мерами. Специальными указаниями Петр I обязывал офицеров и унтер-офицеров самостоятельно изучать военное дело.

            Обучению офицерских кадров после смерти Петра I уделяли внимания царствующие особы и военачальники. Так в 1731 году было принято решение об организации Шляхетского кадетского корпуса. В этом военном учебном заведении особое внимание уделялось профессиональной подготовке обучаемых. Так, кадетов, в науках преуспевших, освобождали от занятий по строевой подготовке. В дальнейшем кадетские корпуса превратились в закрытые учебные заведения, предназначенные для формирования дворян “новой породы”.

            Вскоре после смерти Петра I многие его идеи об обучении видоизменяются и предаются забвению. Под видом “уточнения” изменяются Уставы, принимаются новые инструкции, а офицеры переучиваются по прусскому образцу. Однако петровские традиции обучения офицерских кадров возрождены и продолжены в деятельности П.А. Румянцева, Г.А Потемкина, А.В. Суворова, их соратников и учеников.

            Основными прогрессивными взглядами на проблемы обучения офицеров фельдмаршала П.А. Румянцева (1725-1796 г.г.) были: отказ от прусской системы обучения, формирование активности, твердости, инициативы и дисциплинированности офицеров, которые развивались у них в процессе боевой подготовки; требование к офицерам по регулярному обучению войск, учить солдат всему самому необходимому и в жизни, и в бою и др.

Во многом продолжил и развил эти прогрессивные стороны обучения офицерских кадров генерал-фельдмаршал Г.А. Потемкин (1739-1791 г.г.), основными педагогическими позициями которого были: обоснование в обучении принципа военной целесообразности, рациональности и полезности; обучение офицеров должно быть свободным с учетом особенностей обучаемых; необходимость специальной военной подготовки офицеров и др.

            Наиболее ярко и полно вопросы обучения офицерских кадров воплотились в военно-педагогической деятельности генералиссимуса А.В. Суворова (1730-1800 г.г.), который, участвуя  в 93 сражениях, вышел победителем в 93. Своей практической деятельностью в войсках, нашедшей закрепление в написанных им “Науке побеждать”, “Полковом учреждении” и др., он создал такую оригинальную и прогрессивную систему взглядов на способы обучения офицерских кадров, что многие ее принципиальные элементы являются фундаментальными для военной педагогики и на сегодняшний день[10].

            Основными педагогическими чертами военно-педагогической системы, куда составной частью входило обучение офицеров, были: осознание прямой зависимости результатов боевой деятельности от степени обученности и морального духа офицеров; регулярное обучение офицеров (“тяжело в ученье, легко в походе”); решение задач воинского  воспитания в процессе деятельного обучения; разработка и практическое применение метода моделирования боевых действий; взаимосвязь обучения и воспитания и др.[11].

            От офицера в последующем требовалась личная подготовка, глубокое знание излагаемого материала подчиненным, что лаконично выражал в своих трудах генерал М.И. Драгомиров (1830-1905 г.г.): “Офицер сам должен обладать всем тем, чему он хочет научить своих подчиненных. Такой офицер будет близок солдату и солдат будет верить офицеру безгранично”. Прежде всего, генерал заботился о том, чтобы офицеры глубоко осознавали свой социально- педагогический статус. “С общеобразовательной повинностью офицер — писал М.И. Драгомиров,- не воинский чин только, но и общественный деятель; армия- не вооруженные силы только, но и школа воспитания народа, приготовление к жизни общественной”[12].

            Поэтому офицеру при обучении подчиненных необходимо соблюдать

больше терпения, самоотвержения и уважения к чужим мнениям. Военно-педагогическая система М.И. Драгомирова сформировала важнейшие подходы к обучению офицеров: использование аналитических качеств ума людей, его возможностей в познавательной деятельности; в общении с подчиненными не унижать их достоинства, настойчиво ставить требования и непрерывно наблюдать за их выполнением; не использовать солдат на бессмысленной работе; не надрывать сил; в обучении военнослужащих необходимо следовать следующим правилам: учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное, учить только в такой последовательности, чтобы каждый обучаемый видел общую и частные цели своей подготовки; учить преимущественно примером; показать тактические действия по приемам, предварительно показав каждый прием в отдельности и т. п.

Военно-педагогическая деятельность М.И. Драгомирова подготовила базу для дальнейшего развития отечественной военно-педагогической науки. Многие русские генералы и офицеры на практике и в теории совершенствовали систему обучения войск. Если обобщить их взгляды по рассматриваемой диссертационной проблеме, то можно определить следующую систему их позиции по обучению офицерских

кадров: 1) приближение всей системы обучения офицеров к боевой действительности, готовности воевать в сложных, климатических условиях и обстановке ограниченной видимости ( И.В. Гурко); требование для всех офицеров, вне зависимости от боевой обстановки, постоянно развивать свои знания путем чтения книг, выработке у командиров самостоятельности и инициативы в принятии решений (М.Д. Скобелев): использование в практике обучения офицеров разнообразных форм историко-критических разборов настоящего и прошлого российских войск, приоритет практической направленности учебы офицеров, расширения курса обучения за счет новых учебных предметов (Г.А. Леер): обязательность проявления храбрости, хладнокровия, ума, морского глазомера, здоровья и справедливости для каждого офицера, применение метода обучения на основе моделирования внештатных ситуаций, необходимость психологической подготовки офицеров (С.О. Макаров): значение военно-педагогической науки для командиров подразделений, обоснование различных методик обучения командиров подчиненных (Н.Д. Бутовский); неспособность значительной части офицеров и особенно генералов руководить подчиненными в условиях русско-японской войны 1904-1905 г.г. (Д.И. Менделеев); показ перспективных направлений обучения современного офицера (М.С. Галкин); обязательность обучения офицеров боевому делу и военно-педагогическому мастерству (М.Д. Бонч-Бруевич); разработка необходимых положений по практической деятельности офицеров по обучению военнослужащих в книгах “Записки по военной педагогике” и “Курс военно-прикладной педагогики” (Н.П. Бирюков и Д.Н.Трескин) и др.

            Основными тенденциями в теории и практике обучения офицерского состава в период с XVIII века до Великой Октябрьской социалистической революции (1917г.), как показал историко-педагогический анализ, были: создание благоприятных условий для развития прогрессивной военно-педагогической мысли по обучению офицерских кадров; создание и формирование отечественной русской системы подготовки командных кадров; повышение роли офицерских кадров, выполнение ими основных функций по обучению и воспитанию войск, обучение офицеров всему тому, что необходимо на войне; специальная подготовка офицерских кадров в военных учебных заведениях различного профиля; индивидуальная и дифференцированная система обучения различных категорий офицеров и др.

            После Великой Октябрьской революции (1917г.) когда кардинальным образом изменился военно-политический курс России, появилась необходимость в другой военно-педагогической системе, ином видении проблем обучения офицерского состава. В результате была создана и развита советская военная педагогика, в основе которой лежали достижения российской военно-педагогической мысли. Становление и совершенствование советской военно-педагогической теории и практики обучения офицеров, как свидетельствует анализ научных, литературных и мемуарных источников, государственных и правительственных документов, представляло собой сложный и противоречивый процесс критического осмысления опыта теоретической и практической подготовки офицерского состава, его использования в войнах, поиска передового и перспективного в военно-педагогической практике, открытие оригинальных направлений и подходов в обучении различных категорий офицерского состава.

            История Советского государства, его Вооруженных Сил свидетельствует о том, что руководители партии и страны неоднозначно относились к подготовке офицерских кадров, их обучению и воспитанию. Если проанализировать государственные и партийные источники в данный исторический период, то можно выделить следующие тенденции, которые касаются проблемы обучения советских офицеров: издание приказа по военному ведомству “О прекращение производства в офицеры”, согласно которому закрывались все военно-учебные заведения (14.11.1917г.); открытие первых 13 курсов по подготовке краскомов приказом Наркома по военным делам (1.02.1918г.); воссоздание учебной деятельности Михайловской артиллерийской академии (23.02.1918г.); подготовка и выпуск первых краскомов (февраль-май 1918 г.); издание первых номеров военно-теоретического журнала РККА “Военное дело” ( с июня 1918 г.); создание Высшей стрелковой школы командного состава РККА, ныне это курсы “Выстрел”(21.11.1918г.); проведение “Дня красного офицера” (24.11.1918г.); открытие первой советской военной академии — Академии Генерального штаба (8.12.1918г.); выступление В.И. Ленина в Академии Генерального штаба и принятие участия в параде кремлевских курсантов в связи с первым выпуском красных командиров-пулеметчиков (апрель-июнь 1919г.); создание Учительного Института Красной Армии имени Н.Г. Толмачева, который позднее именовался ВПА им. В.И. Ленина, ГАВС, Военный университет (ноябрь 1919г.); оборудование единой сети военно-политических школ для подготовки среднего политсостава (январь 1922г.); принятие решения ЦК РКП(б) “О создании национальных школ и отделений при военных школах для подготовки командного состава из представителей разных национальностей (июль 1923г.); создание адъюнктуры для подготовки научно-педагогических кадров (1923г.); оборудование при всех военных академиях института адъюнктов (1924г.); подготовка и проведение I съезда руководителей и преподавателей тактики военно-учебных заведений (февраль 1925г.); создание Военно-технической академии путем объединения Артиллерийской и Военно-инженерной академии (6.05.1925г.); разработка “Положения о военных школах РККА” (30.11.1925г.); и “Положения о высших военно-учебных заведениях”(май 1927г.); введение в практику обучения офицерского состава ВА им. М.В. Фрунзе занятий методического характера (1928г.); направление для учебы в военных школах 7 тысяч коммунистов (февраль 1931г.); принятие постановления РВС “О командных кадрах РККА” (8.03.1931г.) и постановления ЦК ВКП(б) “О командном и политическом составе РККА”(5.06.1931г.);введение в процесс обучения офицеров комплексных заданий и задач (1931г.); включение марксистско-ленинской подготовки начсостава в состав командирской учебы как обязательного звена (лето 1932г.); издание приказа РВС СССР “Об учебных планах и сроках обучения в военных академиях РККА (10.02.1933г.); издание директивы НКО о повышении уровня военных знаний командного и начальствующего состава РККА (28.12.1935г.); участие слушателей военных академий и училищ в боевых действиях против японских милитаристов (лето 1938г.) и советско-финской войне (осень 1939 г.); досрочная подготовка офицерских кадров (1941-1945 г.г.); перестройка системы обучения офицерских кадров для военного времени (1941-1942г.г.); переведение всех военных академий на довоенные сроки обучения ( с 1 июля 1943г.) и передислокация вузов на прежние места расположения (с начала 1943г.); переведение приказом МО СССР обучения офицерского состава на мирное положение (7.10.1946г.); создание Артиллерийской радиотехнической академии (1946г.); восстановление в вузах системы заочного обучения офицеров (1949г.); введение специальным постановлением ЦК партии института заместителей командиров рот (батарей) по политической части (21.01.1950 г.); проведение первого крупного войскового учения с реальным взрывом атомной бомбы (сентябрь 1954 г.); проведение Всеармейского совещания молодых офицеров ( ноябрь 1969 г.); введение в “Красной звезде” постоянной рубрики “Становление командира” (с 28.04.1976 г.) и организация в газете дискуссии о культуре офицера (1976 г.); принятие ряда мер по совершенствованию процесса обучения офицерского состава в связи с боевыми действиями в ДРА (с 1980 г. до их окончания) и др.

            Аналогичный анализ военно-педагогических взглядов руководителей страны и партии, военачальников, ученых и практиков по диссертационной проблеме позволил выявить и представить систему военно-педагогической мысли по теории и практике обучения советских офицеров: необходимость обучения офицерских кадров из народа, установке на то, чтобы учиться военному делу настоящим образом (В.И. Ленин)[13]; разработке проблем педагогического и психологического обучения офицеров, развитие у них необходимых для боя качеств и свойств личности (Г.Ф. Гирс)[14]; формирование и развитие в процессе обучения основных качеств командира, обеспечивающих ему успех в руководстве подчиненными (П.И. Изместьев)[15]; включение в систему военной подготовки войск вопросов воинского обучения офицеров (Н.И. Подвойский)[16];перенос обучения офицеров с классов в поле, необходимость превращения полекурсов в нормальные военные школы, создание учебников по тактике (Д.А. Петровский)[17]; использование в процессе обучения офицеров положений военной педагогики, подготовке их ведению наступательных и оборонительных действий, необходимость самообразования (М.В. Фрунзе)[18]; учить офицеров тому, что требуется для достижения победы над сильным и технически оснащенным противником, комплексная отработка разнообразных боевых задач по единому и гибкому годовому учебному плану обучения офицеров (М.Н. Тухачевский)[19]; важность подготовки (обучения и воспитания) старшего и высшего комсостава, полевые выезды, ускоренные военные игры (И.П. Уборевыч)[20]; достижение высокого морального духа офицерского состава, количество и качество их обучения, организаторские способности начальствующего состава, умелое использование боевой техники и вооружения (И.В. Сталин)[21]; важность боевой подготовки, проведение многочисленных штабных занятий, командирских учений, подробный инструктаж всех категорий офицеров (Г.К. Жуков)[22]; обязательность обучения офицеров в условиях, приближенных к боевым, проигрывание принятых решений на картах крупных планов, либо на ящике с песком, либо на местности, использование в обучении боевого опыта (И.С. Конев)[23]; определение предмета и задач советской военно-педагогической науки (А.Г. Базанов, К.П. Бельский), раскрытие психолого-педагогической сути боевой и политической подготовки (Г.Ф. Луков), разработка системы принципов обучения (А.Г. Базанов, К.П. Бельский), выявление дидактической природы форм и методов обучения офицерского состава (см. К. Дунаев, М. Маковенчев), научно-педагогическое осмысление боевого опыта и его использования для обучения офицерского состава в послевоенное время (А.Г. Базанов, Л.Г. Бескровный)[24]; разработке педагогических основ обучения советских воинов (А.В. Барабанщиков)[25]; исследование проблем эффективного управления процессом обучения в высшей школе (И.И. Тихонов)[26]; активизация познавательной деятельности воинов в боевой подготовке (С.С. Муцынов)[27]; исследование некоторых путей повышения эффективности переучивания (Е.А. Радионовский)[28]; развитие интеллектуальных качеств офицера (Э.Н. Коротков)[29]; совершенствование методической системы обучения личного состава полка (В.С. Максимов)[30];  становление молодого офицера как командира подразделения (А.М. Захаров)[31]; совершенствование системы проверки и оценки обученности операторов РЛС (АСУ) (Е.П. Назаренко)[32]; совершенствование процесса самообразования офицерского состава (И.К. Радченко)[33]; совершенствование военно-педагогической подготовки молодых офицеров в части (В.Н. Путятин)[34]; теория и практика обучения и воспитания советских воинов в годы военной интервенции и Гражданской войны (1918-1929г.г.) (А.П. Дударь)[35]; изучение педагогических основ обучения личного состава полка в военное время (В.К. Луценко)[36]; развитие профессионально-значимых качеств операторов учебных подразделений зенитно-ракетных комплексов войск ПВО (С.Н. Сысоев)[37]; совершенствование гуманитарной подготовки в части (В.А. Данилов)[38]; повышение эффективности обучения офицеров полка на боевом опыте (И.Ф. Ванин)[39]; подготовка офицеров боевых расчетов полка и несению боевого дежурства (О.В. Вечерских)[40]; совершенствование ускоренного обучения специалистов и боевых расчетов РЛС и АСУ частей ПВО (А.В. Агафонов)[41] и др.

            Если обобщить и систематизировать основные положения обучения советских офицеров, то можно выявить следующие тенденции:

            а) после ВОСР до Великой Отечественной войны: разработка педагогических основ обучения новых командных кадров; развертывание широкой сети командных курсов, военных школ, училищ, академий; заимствование методики военного обучения офицеров из русской дореволюционной армии; приближение учебы офицеров к боевым условиям; создание системы политического обучения; издание уставов, наставлений, инструкций, методических и учебных разработок по различным вопросам обучения офицеров; придание обучению воспитательного характера и приближение его к боевым условиям; формирование системы психолого-педагогической подготовки офицерского состава; формирование у него знаний и представлений о характере и особенностях возможной войны, изучение сильных и слабых сторон вероятного противника, освоение основ советской военной доктрины, овладение вверенной боевой техникой и оружием; разработке новых программ боевой и политической подготовки; комплексирование методов обучения офицеров и др.;

б) в годы Великой Отечественной войны: приоритетное значение обучения офицеров, их боевой и специальной подготовки: сокращение сроков обучения командных и политических кадров; подготовка офицерских кадров через Всеобуч, Осовиахим и др., боевая подготовка их в действующей армии; использование в обучении боевого опыта гражданской, советско-японской и советско-финской войн; дифференцированное обучение офицеров по специальностям; использование методов личного показа, краткого рассказа, упражнения и практических работ; создание обстановки при обучении офицеров, приближенной к боевой; организация краткой (10-14 дней) доподготовки офицерского состава перед отправкой на фронт; подчинение обучения характеру непосредственным боевым действиям; обладание каждым офицером прочными знаниями военного дела и практическими навыками применения этих знаний, введение для политработников, обязательного минимума военных знаний; изучение боевого опыта, боевой техники, уставов, наставлений и инструкций; изучение противника, его тактики и вооружения; обучение офицеров педагогическому мастерству и др.;

в) в послевоенный период: изучение и использование опыта ВОВ в обучении офицеров; повышение их теоретической и профессиональной подготовки; совершенствование системы обучения различных категорий офицерского состава: создание вузов для подготовки офицеров войск ПВО страны; освоение офицерами боевой техники и оружия новых поколений; изучение особенностей боевых действий в ДРА; совершенствование организации и методики ратного труда; повышение уровня психолого-педагогической подготовки офицеров; разработка и обоснование педагогических основ обучения офицерского состава; обоснование различных педагогических концепций обучения офицеров; формирование у них педагогических культуры и методического мастерства и др.

            Современный российский период характеризуется своей внутренней противоречивостью и сложностью. В настоящее время наметились положительные сдвиги в устранении проблем дидактики и воспитания офицерских кадров. Вопросов, связанных с теорией и методикой обучения ставится и решается несколько больше, чем в былые годы. Так, начиная с 1991 года были подготовлены и защищены четыре диссертации по различным вопросам обучения офицерского состава части (И.Ф. Ванин, О.В. Вечерских, В.А. Данилов, А.В. Агафонов).

            Основными тенденциями обучения современных российских офицеров частей являются: внедрение в практику концепции военно-профессиональной подготовки офицерских кадров (обоснованность закономерностей и принципов обучения, соответствие структуры процесса обучения современным требованиям военной педагогики, оптимальность управления процессом обучения в условиях реформирования российской армии); реализация личностно-деятельностного подхода к обучению офицеров (диагностики их дидактических возможностей; учет их в процессе обучения, коррекция комплексного подхода к обучению офицерского состава); соответствие организационно-педагогических условий реформирования процесса обучения офицеров частей ПВО требованиями военной реформы, происходящих в новом виде Вооруженных Сил — ВВС и ПВО (осуществление реформы в области обучения будущих и настоящих офицеров по различным специальностям войск ПВО; организация фундаментальной, базовой и частной составляющих процесса обучения офицерских кадров, разработка содержательных, организационных и методических основ обучения различных категорий офицеров); реформирование дидактической подготовленности офицеров (психолого-педагогическое обеспечение процесса обучения командных, инженерных и воспитательных кадров, развитие демократизации и гуманизации обучения офицерских кадров, целостность и единство дидактического и воспитательного процесса, непрерывность и преемственность обучения курсантов в вузах ПВО и офицеров в частях войск ПВО) и др.

            Таким образом, историко-педагогический анализ проблемы обучения офицерских кадров позволил выявить основные тенденции данного процесса в различные исторические периоды и определить степень научной разработанности диссертационной проблемы.


[1] Чернышевский Н.Г. О поэзии// Полн. собр. соч.- М.,1949.-Т.4.-С.265-266

[2] Якубовский А. Ибн-Мискавейх о походе русов в Бердаа в 924-923/4 гг.-Византийский временник.-Т XIV

[3] Русское военно-морское искусство. Сборник статей.-М.,1951.-С.21

[4] См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. -М.: Педагогика, 1985.-С.169.

[5] См.: Евангелие от Луки. — III, 14

[6] Барабанщиков А.В., Иванов В.Н. История отечественной и зарубежной педагогики в трех частях. Учебное пособие. Часть III. — М., 1994. — С.15

[7] См. : Назаров А.М.  Роль их в прошлом и задачи в будущем: Исторический очерк “О потешных полках Петра I”.-Одесса: 1911.-с96-97.

[8] Анисимов Е.В. Время петровских реформ. — Л.: Лениздат, 1989.-с.108-111.

[9] О долге и чести воинской в российской армии.- Собрание материалов, документов и статей.-М.: Воениздат, 1990.-с.26

[10] См.: Базанов А.Г. Суворов — классик русской военной педагогики. — Л.: ВВПИ им. М.И.Калинина, 1950

[11] Суворов А.В. Документы.-М.:Воениздат,1959.-т.1,2

[12] Драгомиров М.И. Избранные труды.-М.:Воениздат,1956.-с.190

[13] См.: Ленин В.И. Полн. .собр. соч.-т.35.-с.409; Его же. Речь в “День красного офицера” 24 ноября 1918г.//Полн. Собр. Соч.-т.37.-с.200; Его же.Телеграмма курсам командного состава в Петрограде 18.11.1918г.//Полн. Собр. Соч.-т.37.-с.88 и др.

[14] Гирс Г.Ф. Задачи военно-педагогического журнала в связи с переживаемым моментом/Военно-педагогический журнал.-1920.-М.1-2

[15] Изместьев П.И. Очерки по военной психологии/Военное дело.-1918.-М 28.29;-1919.-М 3 и 4

[16] Подвойский Н.И. Год 1917.-М.: Госполитиздат, 1958.- с.55-56

[17] Петровский Д.А. Военная школа в годы революции/1917-1924г.г./-М.: Высший военный редакционный совет, 1924.-с.18

[18] Фрунзе М.В. Избранные произведения.-М.: Воениздат,1962.- с.42

[19] Тухачевский М.Н. Избранные произведения.-М.: Воениздат, 1964.-т.I и II

[20] Уборевич И.П. Подготовка комсостава РККС/старшего и высшего/ Полевые поездки, ускоренные военные игры и выходы в поле.-М.-Л.: Госвоениздат,1928.-с.21

[21] Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза.-М.: Госполитиздат, 1953.-с.14,55, 57

[22] Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т.-М.: АПН, 1983

[23]Конев И.С.  Записки командующего фронтом.-М.:Воениздат,1991-с.180-194, 382

[24] Барабанщиков А.В., Иванов В.Н. История отечественной и зарубежной педагогики. В трех частях/ Часть III. История отечественной военной педагогики/Учебное пособие.-Голицино,1994.-с.151-153

[25] Барабанщиков А.В. Педагогические основы обучения советских воинов.М.:Воениздат,1962

[26] Тихонов И.И. Проблемы эффективного управления процессом обучения в высшей школе.-М., 1968

[27] Муцынов С.С. Активизация познавательной деятельности воинов в боевой подготовке.-Дас…канд. пед. наук.-М., 1971

[28] Радионовский Е.А. Исследование некоторых путей повышения эффективности переучивания.-Дис….канд. пед.наук.-М., 1971

[29] Коротков Э.Н. Педагогические основы развития интеллектуальных качеств офицеров.-Дис…. канд. пед. наук.-М., 1973

[30] Максимов В.С. Педагогические проблемы совершенствования методической системы обучения личного состава полка (на опыте войск ПВО)-М., 1977

[31] Захаров А.М. Становление молодого офицера как командира взвода в части.-Дис…. канд. пед. наук.-М., 1982

[32] Назаренко Е.П. Совершенствование системы проверки и оценки обученности операторов РЛС (АСУ).-Дис…канд. пед. наук.-М., 1982

[33] Радченко И.К. Педагогические проблемы совершенствования процесса самообразования офицерского состава полка.-Дис…. канд. пед. наук.-М., 1983

[34] Путятин В.Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки молодых офицеров в части. — Дис…. канд. пед. наук.-М., 1988

[35] Дударь А.П. Возникновение и развитие теории и практики обучения и воспитания советских воинов в годы военной интервенции и Гражданской войны (1918-1929г.г.).- Дис. …. канд. пед. наук.-М., 1989

[36] Луценко В.К. Педагогические основы обучения личного состава полка в военное время.-М.:ВПА, 1988

[37] Сысоев С.Н. Развитие профессионально-значимых качеств операторов учебных подразделений зенитно-ракетных комплексов войск ПВО.-Дис….. канд. пед. наук.-М., 1989

[38] Данилов В.А. Педагогические основы совершенствования гуманитарной подготовки в части.- Дис…. канд. пед. наук.-М., 1994

[39] Ванин И.Ф. Педагогические основы повышения эффективности обучения офицеров полка на боевом опыте.- Дис….канд. пед. наук.-М., 1991

[40] Вечерских О.В. Педагогические основы подготовки офицеров  боевых расчетов пуска к несению боевого дежурства. — Дис….кан. пед. наук.-М., 1991

[41] Агафонов А.В. Совершенствование ускоренного обучения специалистов и боевых расчетов РЛС и АСУ (по материалам разнотехнических войск ПВО).- Дис…. канд. пед. наук.-М., 1992