Дискуссионные методы для московских кадетов в военном учебном центре  при РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

В военном учебном центре при РГУ нефти и газа (НИУ) имени
И.М. Губкина уже в течении нескольких лет при поддержке Департамента образования и науки г. Москвы успешно проводится  цикл образовательно-просветительских мероприятий «Служба обеспечения горючим – основа обороноспособности страны» для обучающихся кадетских классов «Вузы – кадетам Москвы» и цикл ознакомительных профессиональных проб «Служба обеспечения горючим – основа обороноспособности страны».

В 2024 году был проведен цикл ознакомительных профессиональных проб «Есть такая профессия – технику заправлять» для обучающихся кадетских классов «Кадетский класс – путь в профессию», в том числе:

1. Встреча с ветеранами и кадровыми офицерами службы горючего (мотивационная беседа о профессиональном самоопределении обучающихся, о возможностях построения образовательной и карьерной траектории для выпускников кадетских классов);

2. Вводные занятия «Введение в профессию специалиста службы горючего и смазочных материалов»;

3. Знакомство с материально-технической базой военного учебного центра при РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина и организацией образовательного процесса;

4. Профессиональные пробы по направлениям подготовки военного учебного (Лабораторный анализ горюче-смазочных материалов для военной техники, Заправка танка Т-80 и самолета МиГ-29);

5. Решение тестов на военную тематику.

В отличие от цикла занятий в предыдущие годы, в 2024 году для работы с кадетами были привлечены действующие офицеры Службы снабжения горюче-смазочными материалами ВС Российской Федерации только что прибывшие из войск, участвующих в Специальной военной операции.

При этом основной акцент в занятиях был сделан на дискуссионные методы, что позволило кадетам полностью окунуться в сложную и интересную задачу заправка горючим военной техники.

Сущность процесса проведения занятий с кадетами на основе дискуссионных методов заключалось в осуществлении целенаправленного и организованного педагогического процесса, обусловленного включением в технологию проведения занятий педагогических методов, обеспечивающих максимальное взаимодействия кадетов, выполняющих определенные роли в моделированной ситуации заправки топливом военной техники.

Решение поставленных при проведении занятий с кадетами задач, связанных с особенностями организации заправки военной техники с использованием опыта офицеров-преподавателей ВУЦ участников СВО производилась кадетами на реальных образцах военной техники — танка Т-80 и самолета МиГ-29

При этом одна часть кадетов выступала в роли заправщиков, а другая часть – в роли механика-водителя танка и сотрудника инженерно-авиационной службы. Всё это производилось непосредственно при участии офицеров-преподавателей ВУЦ.

Таким образом, применение дискуссионных методов при работе с кадетами позволяет обеспечить следующие преимущества по сравнению с обычными методами преподавания:

  • создает для кадетов условия максимально приближенные к реальным;
  • позволяет кадетам полностью «погрузиться» в процесс заправки военной техники;
  • создает предпосылки для кадетов почувствовать себя в реальных сложившихся ситуациях и находить оптимальные выходы из них; 
  • кадеты развивают социальные и коммуникативные умения.

Кадеты в количестве более 100 человек ознакомились с историей создания, современным состоянием и перспективами развития службы горючего ВС РФ.

По результатам занятий были проведены профессиональный пробы по тестированию, показавшие 100 процентное усвоение программы, а также интерес учащихся кадетских классов к содержанию программы.

В рамках выполнения образовательно-просветительских мероприятий «Есть такая профессия – технику заправлять» ВУЦ успешно внес свой вклад в разъяснение целей и задач Специальной военной операции, пропагандирование службы горючего и смазочных материалов ВС РФ среди учащихся кадетских классов школ г. Москвы.

 Опыт организации данных мероприятий может быть использован при проведении занятий в кадетских классах и преподавании дисциплины ОБЖ в общеобразовательных школах г. Москвы.

Авторы:

Начальник военного учебного центра, кандидат технических наук, полковник Лавренчук Алексей Иванович

Заместитель начальника военного учебного центра, старший преподаватель, подполковник Исаев Дмитрий Владимирович

Преподаватель, кандидат химических наук, Кильянов Михаил Юрьевич.

Кильянов М.Ю. проводит занятие по применению горючего в вооружении и военной технике в лаборатории ГСМ и СЖ.
Ильин Г.А. проводит ознакомительное занятие о профессиональном самоопределении обучающихся, о возможностях построения образовательной и карьерной траектории для выпускников кадетских классов.
Елизаров А.В и Ильин Г.А. контролируют выполнение тестов кадетами.
Ломовский В.М. проводит занятие с кадетами о возможностях Передвижной лаборатории горючего (ПЛГ-3М) для лабораторного анализа горюче-смазочных материалов для военной техники.

Фотографии выполнены Ларионовым Александром Ивановичем