История Железнодорожных войск России началась 6 августа 1851 года, когда император Николай I на завершающем этапе строительства железной дороги Санкт-Петербург – Москва утвердил Положение о составе её управления. В соответствии с этим документом были созданы первые специальные воинские формирования для охраны и эксплуатации железной дороги. Так, впервые в мире появились первые подразделения Железнодорожных войск.
В судьбоносные моменты отечественной истории военные железнодорожники всегда проявляли мужество, стойкость и высочайший профессионализм, вносили достойный вклад в укрепление обороноспособности и экономического могущества страны.
В преддверии профессионального праздника военных железнодорожников на вопросы «Красной звезды» ответил начальник Главного управления Железнодорожных войск России генерал-лейтенант Олег КОСЕНКОВ.
– Олег Иванович, что представляют собой Железнодорожные войска сегодня? Каковы их задачи и приоритеты?
– Железнодорожные войска – это специальные войска, предназначенные для восстановления, заграждения, разминирования, технического прикрытия, строительства железных дорог, повышения их живучести и пропускной способности, устройства обходов железнодорожных мостов, узлов, наведения и эксплуатации наплавных железнодорожных мостов в целях обеспечения деятельности Вооружённых Сил страны.
Как известно, Железнодорожные войска – составная часть системы материально-технического обеспечения Вооружённых Сил РФ. Все последние годы строительство и развитие войск осуществляется в соответствии с общей концепцией строительства современных армии и флота России.
Железнодорожные войска в последние годы участвовали во всех без исключения крупномасштабных учениях
Во исполнение указов Президента РФ, определяющих основные направления развития государства (в том числе развития Вооружённых Сил страны), в Железнодорожных войсках разработан и успешно реализуется план деятельности на период до 2020 года. Цель мероприятий плана – придание войскам инновационного облика, удовлетворяющего потребностям, целям и задачам в области обеспечения национальных интересов государства, его вооружённой защиты, а также соответствующего экономическим и мобилизационным возможностям страны.
При решении стратегически важной государственной задачи (в ходе строительства двухпутной электрифицированной железной дороги в обход территории Украины) Железнодорожными войсками выполнен колоссальный объём работ: построены десятки водопропускных труб, перемещено в тело насыпи земляного полотна более 9 млн куб. м грунта, уложено свыше 100 км рельсошпальной решётки. При этом необходимо отметить, что работы выполнялись не только в строго поставленные сроки, но и со значительным опережением от первоначального графика (первоначальный срок окончания строительства – 2018 год).
Немаловажным фактом стало завершение строительства в очередную годовщину со дня образования Железнодорожных войск – 6 августа 2017 года. Тем самым были продолжены лучшие трудовые традиции Железнодорожных войск – своевременное выполнение поставленных задач с надлежащим качеством. Руководство Минобороны России высоко оценило достигнутые результаты – 7 августа 2017 года министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу вручил 39-й отдельной железнодорожной бригаде высокую государственную награду – орден Жукова.
Это только один из наиболее ярких примеров из нынешней деятельности Железнодорожных войск.
Войска справляются со всеми поставленными ответственными задачами без срывов, согласно планам. Никаких перебоев не возникает. Тому способствуют достаточно высокий уровень профессионализма специалистов, хорошая техническая оснащённость и, конечно, оптимальная организация работ, как и своевременная поставка всех необходимых материалов.
Части и подразделения Железнодорожных войск в рамках совершенствования практической подготовки к выполнению задач по предназначению задействованы в ремонте железнодорожных путей необщего пользования на объектах Минобороны России. Применяемая спецтехника и средства инженерного вооружения позволяют минимизировать использование ручного труда и увеличивать производительность. Личный состав в ходе выполнения задач овладевает практическими навыками работы на сложных образцах вооружения, военной и специальной техники, а также механизированного инструмента. Десятки объектов сдаются досрочно и с хорошим качеством работ.
Отремонтировано много километров железнодорожных путей. Эта важная работа тоже идёт постоянно: за последние годы сданы сотни километров отремонтированных дорог.
– Какие задачи на будущее поставлены перед Железнодорожными войсками?
– В будущем необходимо сбалансированно развивать и совершенствовать структуру, состав и численность войск, оптимизировать организационно-штатную структуру органов управления воинских частей. Предстоит решать задачи в области модернизации вооружения, военной и специальной техники, создания научно-технического, конструкторского и производственного заделов. В этой связи отмечу, что перспективным направлением для нас останется проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание новой унифицированной, стандартизированной и высокоэффективной системы вооружения для переоснащения наших соединений и частей.
В числе других приоритетных задач – реализация мер, направленных на повышение социального статуса военнослужащих и гражданского персонала войск, на усиление системы социальной защиты.
– Расскажите, пожалуйста, об оснащении Железнодорожных войск…
– Что касается закупки и поставки в войска современных видов вооружения, военной и специальной техники в рамках государственного оборонного заказа, то это входит в число приоритетов совершенствования и развития войск. Надо отметить, что в течение последних лет Железнодорожные войска интенсивно перевооружаются, как упоминалось выше, с перспективами выхода на новый инновационный облик к 2020 году.
В целях дальнейшего обеспечения соединений и частей новыми техническими средствами в рамках государственного оборонного заказа закупаются современные образцы техники: железнодорожные краны, гусеничные экскаваторы, маневровые тепловозы, средства для проведения технического обслуживания и ремонта. В результате будет значительно повышен уровень обеспеченности войск современными образцами техники. Благодаря этому производственные и боевые возможности Железнодорожных войск намного возрастут.
– В каких учениях задействованы Железнодорожные войска?
– Железнодорожные войска в последние годы участвовали во всех без исключения крупномасштабных учениях, не считая других. В ходе этих манёвров отрабатывались вопросы строительства подходов к наплавным железнодорожным мостам, монтажа военных эстакад через малые водотоки и наведения наплавных железнодорожных мостов НЖМ-56 и МЛЖ-ВФ-ВТ через крупные водные преграды – Енисей, Волгу, Амур, Зею и Бурею.
Как пример: в 2017 году в ходе стратегического учения «Запад-2017», а также специального учения с органами военного управления, соединениями, частями и организациями материально-технического обеспечения Западного военного округа силами Железнодорожных войск в районе Ярославля был наведён совмещённый наплавной железнодорожный мост через реку Волгу, состоящий из двух мостов принципиально разных конструкций – наплавного моста на отдельных плавучих опорах, находящегося на снабжении с конца 1950-х годов, и наплавного унифицированного железнодорожного моста-ленты МЛЖ-ВФ-ВТ, принятого на снабжение Вооружённых Сил РФ в 2005 году. Длина наведённого наплавного моста составила более 800 м.
При проведении учений широко использовалось новейшее средство моторизации и транспортировки элементов наплавного моста на воде – самоходный понтон (толкач) ПСТ-1. Его разработка и поставка в войска позволила снять основной проблемный вопрос, стоявший перед войсками в последние годы. Ранее в войсках в общей сложности эксплуатировались самоходные секции понтонов четырёх проектов. Разработка самого раннего проекта датируется концом 1950-х годов. Вопрос унификации, по нашему заданию, решён в инициативном порядке акционерным обществом «41-й Центральный завод железнодорожной техники» совместно с подчинёнными нам научно-исследовательскими организациями. Приказом министра обороны РФ ПСТ-1 принят на снабжение Вооружённых Сил РФ. До 2020 года в Железнодорожные войска спланирована поставка более 300 единиц толкачей.
По сооружённому мостовому переходу были пропущены различные образцы нагрузок: железнодорожные, автомобильные, гусеничные, пешеходные. Дополнительно были организованы железнодорожные и автомобильные паромные переправы. Наблюдавший за учениями министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу высоко оценил действия войск, поставив по итогам манёвров оценку «отлично».
Виктор ХУДОЛЕЕВ, «Красная звезда»